анатолий розет
Высший разум
(108718)
14 лет назад
Они брали мраморные глыбы и отсекали всё лишнее.
Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др. ) обрабатывались путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного блока применялись молоток (киянка) и набор металлических инструментов (шпунт, скарпель, троянка и др.) ,
Как правило. применялась техника taille directe, т. е. прямой рубки, требующая исключительного мастерства.
Сейчас установлено, что древние мастера имели режущий инструмент, очень похожий на современный.
Мастер не имеет права на ошибку – стереть или замазать, как в случае с картинами, её нельзя.
Для первого выявления статуи из глыбы
применяется так называемый шпунт, которым сбивают большие куски камня. Это
стальной инструмент, круглый или четырехугольный сверху, заостренный книзу.
Потом, когда скульптор начинает обрабатывать мрамор между основными
найденными пунктами, он применяет троянку в виде стальной лопаточки, круглой
наверху, расширенной и сплющенной внизу, причем нижняя часть зазубрена, но
зубья не острые, а довольно широкие. Этот инструмент, с одной стороны,
позволяет сразу снимать довольно большой слой, с другой -- гарантирует от
риска отколоть сразу слишком большой кусок. В конце работы, когда скульптор
подошел почти к поверхности статуи, он прибегает к скарпелю, или резцу,
инструменту, который снимает небольшие слои камня и вместе с тем придает
поверхности известную степень гладкости. Скарпель, как и троянка, расширен
книзу, но не имеет зазубрин. Во всех этих операциях участвует молоток --
небольшой куб на деревянной ручке.
В некоторые эпохи большой популярностью пользовался бурав (впервые его
стали применять в Греции в конце V века) , для высверливания отверстий и
проведения тонких и глубоких желобков в одежде, волосах и т. п. (наиболее
широкое применение бурав получил в римской скульптуре поздних периодов) . Но
бурав, опасный инструмент, создающий глубокие дыры в материале, которые
нарушают цельность, замкнутость пластической массы, не во все эпохи
пользовался популярностью. И Роден, и Гильдебранд (апологеты "чистого"
каменного стиля) выступали против бурава.