Мария Ильинская
Профи
(946)
14 лет назад
Хроматическая гамма
состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X. гамма применяется. Общее правило письма этой гаммы заключается в том, что в восходящей X. гамме пользуются знаками повышения: диезом, дубль-диезом и, при бемолях в ключе, — бекаром; в нисходящей — знаками понижения: бемолем, дубль-бемолем, а при диезах в ключе — бекаром, причем ключевые знаки входят в состав X. гаммы. В восходящей X. гамме, применяемой в до мажор, не ставят ля диез, заменяя его нотой си бемоль; в нисходящей — не ставят соль бемоль и заменяют его нотой фа диез. Из этого следует, что в восходящей хроматической гамме, применяемой в мажорном строе, повышенная шестая ступень диатонической гаммы заменяется пониженной седьмой (перед диатоническим полутоном мажорной гаммы) , а в нисходящей пониженная пятая ступень заменяется повышенной четвертой (перед диатоническим полутоном мажорной гаммы) .
Тритон в музыке — интервал, заключающей в себе три целых тона. Т. называется тоже чрезмерной квартой. Как диссонирующий интервал, требует разрешения
Характерные интервалы
Увеличенные и уменьшенные интервалы, заключающие в мажоре 6 ст. понижается, а в миноре 7 ст. повышается - называют характерными. В мажоре на 6 ступени строятся все увеличенные интервалы ( ув2, ув4, ув5- ум7,ум5,ум4) являются их обращениями. В миноре на 7 повышенной ступени строятся все уменьшенные интервалы ( ум4,ум5,ум7-ув5,ув4,ув2) являются их обращениями.
Вводные септаккорды
Септаккорд построенный на 7 ступени называется вводным. В натуральном мажоре образуется малый вводный септаккорд ( крайние звуки этого аккорда – малая септима)
В гармоническом мажоре и гармоническом миноре образуется уменьшенный вводный септаккорд ( крайние звуки этого аккорда- уменьшенная септима) Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной 3-й ступеней.
Благодаря сочетанию больших и малых трезвучий, получилось 4 вида трезвучий.
М3+б3+м5/3 – минорное трезвучие
Б3+м3+б5/3 – мажорное трезвучие
М3+м3+ум5/3 – уменьшенное трезвучие
Б3+б3+ ув5/3 – увеличенное трезвучие
хроматические гаммы, тритоны, характерные интервалы!