Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В каких произведениях встречался сон героя, и зачем он был нужен?

Бабай-ка) Профи (589), закрыт 14 лет назад
Лучший ответ
Анечка Просветленный (41982) 14 лет назад
Добрый вечер, Полина!

СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.

Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя....http://otvet.mail.ru/question/28298398/ (немного и об этом)

Знаменитые сны Верочки из романа "Что делать". Утопичны и слащавы...

Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

«Сон Обломова» - это особая глава романа Гончарова. Глава повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во СНЕ показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении.

Сон Спящей красавицы.. .Сон Спящей царевны...

Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий берегом моря"... Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.

Сны героев Достоевского многочисленны. И порой их можно спутать с бредом, галлюцинацией.. .Такие сны-яви у Ивана Карамазова...

Интересны сны Версилова-Долгорукова в романе "Подросток".. Чистый юноша, и сны у него ясные и чистые.. .

Во сне часто проявляются все скрытые желания и мечты героев.. .

Герман увидел старуху во сне.. .И это было для него очень важным событием...

Кириллов в романе "Бесы" говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву....Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.

Сны видят думающие герои, сомневающиеся, рефлексирующие.. .

Очень интересно сон рассматривает Даниил Андреев. Он объясняет сновидения многих героев тем, что автор намеренно переносит этих героев из одного слоя мира в другой.. .

Этим объясняется такое странное ощущение от стихотворений Блока, например. Видения - сны наяву...

Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.

По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.

В «Тысяче и одной ночи» , где сон купца Абу-Гассана, в начале и конце рассказа, служит рамкой для развития основного сюжета приключений «Калифа на час» .

В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.

Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.

В другой повести Гоголя, (позднейшей редакции) «Портрет» , где автор прибегает к описанию сна, как средству ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна.

Изображение сна помогает художнику удачно ввести и благополучно разрешить запутаннейшую коллизию, как это мы видим у Шекспира в «Макбете» (сон Дункана и слуг) и особенно в «Цимбелине» (сон Имогены) , где вся завязка действия была бы немыслимой без этого литературного приема.

"Сон о белых горах" Виктора Астафьева. Сон - и сюжетообразующий прием, и художественный, и психологический.

Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.
Источник: и ещё много-много примеров можно привести.... ведь и герои порой спят...
gioco смешливая))Просветленный (29668) 14 лет назад
СОН НИКАНОРА ИВАНОВИЧА забыла...))... вот сон так сон!...
Анечка Просветленный (41982) Я не забыла))) Написала в ответе "сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова." Но, наверное, стоило сон Никанора Ивановича отдельно обозначить))))
Остальные ответы
koliuchaya Гуру (3564) 14 лет назад
Вот точно знаю - есть Сон Обломова, который раскрывает причины такого обломовского поведения и образа жизни
Лёна Хмоленко Мыслитель (5154) 14 лет назад
На мой взгляд, очень яркий пример - сон Раскольникова в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского. Он показывает душевные метания героя и его несоотносимость с окружающим миром.
Ольга Дмитриева Просветленный (48501) 14 лет назад
4 сна Веры Павловны у Чернышевского "Что делать? "
Дмитрий Просветленный (25490) 14 лет назад
У Чернышевского в "Что делать" - целая куча этих снов. Когда мы это проходили в школе, я чувствовал, что или начинаю бредить, или схожу с ума. Там притянута целая теория о социализме.
Дуся агрегат Гуру (3996) 14 лет назад
в капитанской дочке гриневу сон снился, "Что делать" Чернышевского, в евгении онегине Татьяне сон снился, в "Светлане" Жуковского. а еще спящей царевне чтото снилось..)
Amnesia Оракул (89400) 14 лет назад
в очень многих. Нужен
1)для "иного" внутреннего взгляда на проблемы, раскрытые в романе или повести (Гоголь"Портрет")
2)для воссоздания прошлого или будущего героя, углубляет композиционное единство вещи ("Обломов","Онегин")
3)для создания эффектов "саспенсов"(сюрреализм, отчасти есть у Сэллинджера, у Ерофеева в "Москва-Петушки", у Томаса Манна, у Борхеса, у Кортасара
4)мой любимый "сон' "Гардеробщик"Елены Долгопяt
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/22/dol2.html
Светлана Попова Ученик (117) 7 лет назад
ПроизведениеСмысл сна
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче
Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Страшная картина. Мечется в бессилии ребёнок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин клячонки. Эта сцена насилия над беззащитным существом, когда насилие теряет цель и превращается в насилие ради насилия.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон Раскольникова в эпилоге
Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных - тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же, «властелины», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это - люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «... людей с новою мыслию... необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

И. А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова
Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», к
пфрф паав Ученик (116) 5 лет назад
произведения пушкина в каких из них присутствует мотив пророчества
Похожие вопросы