
Что означает слово "погань" и каково его происхождение?

vk551 Оракул (55087), закрыт 15 лет назад
Лучший ответ
Пользователь удален Просветленный (24789) 15 лет назад
Ударение: по́гань
ж. разг.

1. Кто-л. или что-л. , вызывающее отвращение.
2. Что-л. гадкое, дурное.

происхождение спорное для меня... или этрусский или украинский языки
Остальные ответы
Логинова (Ермилов) Виктория Знаток (396) 15 лет назад
ПОГАНИТЬ

ПОГАНИТЬ что чем (лат. paganus, идолопоклонник?) , сквернить, осквернять, пакостить, делать нечистым, гадить, огаживать; марать, грязнить. Не погань этой посуды помоями. Собака поганит, а лошадь не поганит посуды. Собака поганит рылом, кошка шерстью. Не в уста поганит, а из уст, сквернит человека. Раскольники не дают поганить посуды, не дают есть из нее иноверцам. -ся, страдат. и возвр. Что хорошего, поганиться в навоз. В пост не поганься, не скоромься. Мышь молоко опоганила. Опоганилась в пост, обмолочилась, оскоромилась. Ребенок опоганился, обмарался, огадился. Поганый, гадкий, мерзкий, пакостный, скверный; || нечистый, по вере, или по обычаям, поверьям; || языческий, относящ. до идольства, до почитания кумиров; нехристианский, некрещеный, бусурманский, либо иноверческий вообще; || южн. дурной, нехороший. || Все, чего нельзя есть, что вредно, как поганый гриб, или запрещено обычаем, как поганая конина. Поганый ушат, куда сливают помои или грязь. Поганая яма, помойная. С поганым не связывайся, с нечистым, с дьяволом. Поганая трава, - зелье, раскольн. табак. К чистому поганое не пристанет. Тем море не погано, что псы налакали. Поганое судно и в богатом дому не осудно. Не велик сверчок, да поганит горшок. И у цыгана душа не погана. Поганище ср. идолище, капище, кумирня, идольская божница. Поганчивый, кто и что поганит. Погань ж. мерзость, скверна, гадость, пакость; || гад, в знач. мыши, крысы. С погани не треснешь, с чистоты не воскреснешь. Поганец, поганка, поганый человек, осквернившийся. Поганцы отходники, парашники. Она, поганка, оскоромилась. Ах, поганка кошка, напрокудила! || Поганец, бусурман, некресть, язычник, и пр. || Поганка, поганый гриб, пск. твер. погашка арх. поганец. || Поганка, всякий поганый, ядовитый или несъедобный гриб. || Утка нырок, Colymbus, несъедобная, пропахшая рыбой. || Пск. мышь. || южн. лихорадка. Поганин м. стар. и зап. поганец, особ. кумирник, язычник, некресть. Поганский, языческий, или нечестивый. Поганское поруганье церквей. И молятся они погански, не творя креста. Поганыш м. поганыш, пск. поганец, поганин; || грязный, гадкий человек или животное; || гриб поганка. Поганость ж. качество поганого, пакость. Поганство ср. состоянье или общее отвлеченное свойство всего поганого; нечестие, нечестивость, поруганье святыни; гадость, пакость, мерзость, скверна; нехристианство, язычество, бусурманство. Поганствовать, жить, обращаться, пребывать в поганстве. Поганщик м. -щица ж. кто поганит что-либо. Поганик пск. твер. поганец, особ. кто ест поганое, напр. зайцев, раков. налимов и пр. || Поганик, -ница, поган пск. гад, пресмыкающийся; змея.
chiev Гуру (4230) 15 лет назад
Слово "поганый", кстати, ивритского происхождения. "Погань" переводиться как язычник (в русском, как ни странно, довольно много слов ивритского происхождения)