Па́мятник Апельси́ну, кото́рый спас Оде́ссу — установленный в Одессе на бульваре Жванецкого бронзовый монумент, посвящённый историческому событию — доставке в феврале 1800 года 3 000 свежих греческих апельсин из Одесского порта в Петербург в подарок от одесситов императору Павлу.
Памятник представляет собой установленный на постаменте апельсин со снятой с одной половины кожурой и с вынутыми несколькими дольками. Вместо этих долек внутрь апельсина вставлена фигура российского императора Павла I.
Скульптурная композиция включает тройку лошадей, впряженных в апельсин. Апельсин установлен на колеса телеги, символизирующие перевозку апельсин из Одессы в Петербург. На апельсине расположены самые известные здания Одессы — Оперный театр, Спасо-Преображенский собор, колоннада Воронцовского дворца. Чтобы здания архитектурно не «задавили» апельсин, их сделали абрисными, то есть из брусочков бронзы толщиной в сантиметр выполнен контур зданий, так, чтобы сквозь них просвечивало небо.
Как апельсины спасли Одессу:
Екатерина II издала 27 мая 1794 года указ о строительстве в Одессе морского торгового порта, который должен был стать крупнейшим на юге Российской империи. Однако указ императрицы не был осуществлен при ее жизни.
Павел I собирался отменить ее указ, оправдывая это большими финансовыми затратами. В Одессе на то время уже проживало около 12 000 человек.
Одесские купцы, узнав о том, что Павел I намерен отозвать выделенные средства на строительство порта и развитие города, отправили царю под конвоем Феногарийской греческой гвардии несколько телег с апельсинами. Император очень любил эти фрукты. В то время в России апельсины считались экзотическими фруктами, и их было трудно достать. В Санкт-Петербург "померанцы" (так тогда называли цитрусовые) приходили сложным путем через Балтийское море. Путь торговых караванов с "колониальными" товарами длился не один месяц, поэтому фрукты даже к столу императора подавались, мягко говоря, слегка подгнившими.
Главной трудностью "померанцевой" передачи для императора стала доставка плодов в сохранности. Закупив три тысячи отборных греческих апельсинов, каждый окурили серой и завернули в вощеную бумагу.
По легенде, Павел, вкусив "померанца" и окинув благожелательным взором подтянутого унтера Роксомати, молвил, мол, "все мне наврали об Одессе и ее горожан. Весьма нужный городок сей... " На следующий день после получения щедрого подарка, оценив находчивость одесситов, император возобновил указ матери о выделении 250000 рублей золотом на строительство порта и развитие города. Одесситы вложили эти деньги в ломбарды, приумножив этим их количество в несколько раз. С тех пор порт начал активно строиться, а Одесса — расцветать.
Одесса была спасена!