Какую роль играет литература в жизни человека?
И познавательную, и развивает художественое мышление (прежде всего), отвлекает от бытия, позволяет расслабиться, забыть о плохом, дарит умные, жизненые советы, ну и грамотность развивает - кто много читает, пишет без ошибок.
1.Формирует внутренний мир человека
2.Помогает выстроить нравственную шкалу ценностей
3.Развивает эстетический вкус
4.Помогает избежать возможных ошибок (проживая жизнь героя, понимаешь цену и возможные последствия тех или иных поступков)
5.Расширяет кругозор, создает предпосылки к образованию и самообразованию
Смотря какой человек.
Есть тысячи и тысячи людей, в жизни которых литература не играет никакой роли. В школьные годы - докучный предмет, от которого хочется поскорее избавиться, а позже - нечто забытое и ненужное. Посмотрите вокруг себя, - таких людей великое множество, они вовсе не несчастные изгои.
Вот и подумайте, чем жизнь такого человека отличается от жизни читателя, влюбленного в литературу.
"Литература, лат. , в общем смысле то же, что письменность. В более тесном смысле под Л. разумеются лишь произведения изящной словесности (народная лирика и эпос, лирика, поэма, драма, роман).. . от [лат. lit (t)eratura, буквально - написанное, от lit (t)era - буква] , один из основных видов искусства - искусство слова. Термином "Л. " обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают Л. научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др
Литература содержит в себе Тайное Тайных человеческой природы - формулу души, и в этом её предназначение. Она - мера способности Человека вести диалог с Миром, что равно относится и к автору, и к читателю.
Литература пишется не о "высоком" и не о "низком", а о мире, каков он есть, и о человеке с его данностями: животом, чувствами, душой и судьбой, которая забрасывает его то к сиренам, то к Полифему, то к Цирцее. А он, подобно Одиссею, стремится в родную Итаку. У каждого свои жизнь и приключения, но если в них не участвует разумная душа героя, то и носит его по жизни, как Летучий Голландец - без компаса и руля - фатально. Обстоятельства жизни: рождение и смерть, война и мир, любовь и предательства - всё повторяемо: "суета сует" - банальность, коль скоро они не осмыслены человеком, сумевшим стать героем собственной судьбы. "Литературный герой" - не так вымышленный персонаж в центре сюжета, как тот, кто одушевляет повествование своим присутствием, превращая его в эпос.
Разум интересен: грустен и смешон, трагичен и комичен, его проявления трогают душу - оживляют. А глупость - скучна, как бы она не изощрялась в формах. Человек интересен настолько, насколько он разумен - насколько обитаем его внутренний мир. Жизнь человека имеет смысл, если.. . осмысленна им.
Парадокс литературы в том, что естественная "простота" её возникает из "сложности" - от прохождения через чрезвычайно сложную систему природных и культурных фильтров, рождающих заповедный источник, способный утолить "духовную жажду" того, кто ею "томим".
Единственный критерий литературы - её милосердие: насколько она способна просветлить, укрепить душу, "очеловечить", поддержать потенциал разумности. В конечном счёте, именно это свойство отличает литературу от всех иных видов словесности: и попросту слабой - умножающей равнодушие, - и агрессивной, которая ожесточает читателей или уводит их в иллюзии, где им кажется, что можно жить, но "не быть и видеть сны".
Увы, природа слова катастрофически замусорена фальшивками для массового потребления.
Вместе с тем, великая литература "для народа" существует: Библия, легенды, сказки. Её авторы обладают даром общения с собой - ребёнком: с народом "жестоковыйным", античными героями, Маленьким Принцем, Гердой, Алисой, Щелкунчиком и Ланцелотом.
Чтение - процесс интимный. В этом смысле, литературоведение, исполняя обряды "сочетания" автора и читателя, берёт на себя функцию храмовых жрецов.
Чтение во многом определяет реальную жизнь людей, и если они читают глупые, агрессивные, развратные тексты, то и сами так живут
Литература - это общение, требующее культуры и от автора, и от читателя.
Спасение - в личной культуре и способности к свободному выбору информации: не нужно хватать и глотать всё, что плохо лежит - любое чтиво, от которого душу воротит.
Прежде всего-познавательную.