Эмилия
Мастер
(1534)
15 лет назад
Во время своего долгого царствования (1762–1796) Екатерина Великая всячески стремилась приохотить подданных к искусству и литературе. Переводы сочинений таких французских писателей, как П. Корнель, Ж. Расин, Мольер и Вольтер, служили образцами поэзии, прозы и драматургии. Историко-эпические поэмы, оды в духе Горация, стихотворные сказки и басни сочиняли многие поэты, среди которых был Г. Р. Державин (1743–1816). Отличавшийся сильным и независимым характером и наделенный большим талантом, он несомненно был величайшим русским поэтом 18 в. Могучее вдохновение его многочисленных од и других поэтических созданий в полной мере выражено, например, в знаменитом Водопаде. Особой притягательностью обладает у него смешение возвышенного нравственного пафоса с радостным упоением обыденной жизнью.
А. П. Сумароков (1717–1777), «отец русской драмы» , был одним из основателей и руководителей первого постоянного театра, учрежденного в Санкт-Петербурге в 1756. С этого года начинается непрерывная театральная история России, более славная, быть может, сценическими постановками и актерской игрой, нежели самими пьесами. Трагедии Сумарокова, большей частью обыгрывающие характерный для французского неоклассицизма конфликт «чувства и долга» , написаны рифмованными двустишиями. Интересны комедии зятя Сумарокова Я. Б. Княжнина (1740–1791), особенно либретто комической оперы В. А. Пашкевича Несчастье от кареты (1779), обличение крепостничества; и В. В. Капниста (1757–1823), в частности, его комедии Ябеда (1798), где осмеиваются судьи и законники.
Известным драматургом 18 в. был Д. И. Фонвизин (1744–1792), стяжавший славу двумя комедиями. Бригадир (1766) – язвительная сатира на раболепное подражание французам. В Недоросле (1782) Фонвизин создает ряд ярких образов, иллюстрирующих тупое существование Простаковых.
Екатерина Великая поощряла прозаические литературные опыты, основав первый русский сатирический журнал «Всякая всячина» (1769), вдохновленный знаменитыми английскими «Болтуном» и «Зрителем» , известными во французских переводах. Появились другие сатирические журналы; лучшие из них издавал Н. И. Новиков (1764–1816). Однако императрица запретила их, когда они стали резко критичными по отношению к ее правлению последних лет, ознаменованных реакцией. Запретила она и книгу большой исторической значимости Путешествие из Петербурга в Москву (1790) А. Н. Радищева (1749–1802), который был сослан в Сибирь за дерзкое обличение политического и общественного устройства.
Русских романов в царствование Екатерины было опубликовано немного; некоторые из них представляют собой подражания знаменитым английским романам 18 в. – творениям С. Ричардсона, Г. Филдинга и Л. Стерна. Самым популярным произведением тогдашней литературы была сентиментальная повесть о крестьянке, соблазненной дворянином, Бедная Лиза (1792) – сочинение Н. М. Карамзина (1766–1826). Эта повесть и другие прозаические творения Карамзина, в особенности его Письма русского путешественника (1791), возвестили в конце столетия пришествие сентиментализма в русскую литературу, находившуюся под сильным влиянием французских и английских поэтов и романистов. Однако самым существенным достижением Карамзина было введение нового литературного стиля русской прозы, очищенного от славянизмов и ориентированного на французскую языковую культуру, синтаксис и слог. Его прославленная двенадцатитомная История государства Российского (1818–1829) была образцом этого нового стиля и во многом предопределила развитие русского литературного языка.