Артемида в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца) . У Гомера - образ девичьей стройности.
Возможные этимологии имени - «медвежья богиня» , «убийца» или «владычица» .
Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.
В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев.
Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Получила в подарок от Пана 12 псов. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови.
Классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия. Перед свадьбой ей приносилась искупительная жертва. Жертвенные животные - кабан, олень, козёл и коза. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Древнейшая Артемида не только охотница, но и медведица. В Бравроне (Аттика) жрицы Артемиды Бравронии в ритуальном танце надевали медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды Лимнатис («болотная» ) часто находились вблизи источников и болот, символизируя плодородие растительного божества.
Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой» . Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения, был одним из семи чудес света. Именно его в 356 до н. э. сжёг, желая «прославиться» , Герострат. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.
Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит» , «Ифигения в Авлиде» .
Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны) . Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI-XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 Jean-Antoine Houdon).
