Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. : усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи» . Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев) , а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
В XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.
В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» — это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии — импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов».
Актёры, писатели, поэты, композиторы, художники.
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном
и символизмом. В противовес идеям передвижников художники
«Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в
искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство —
прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров
журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по
себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная
цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в
искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на
журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало
оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней
иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его
дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних
цивилизаций и заново оценить собственное художественное и
литературное наследие.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались
громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно
международную выставку, на которой с произведениями русских
художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в
том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901
г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском
институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали
ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы
«Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в
ноябре 1903 г.
Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и
движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне
своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку
«Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г.,
представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого
прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный
климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с
избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова,
Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и
М. Ларионов.
В 1910-х г. г., несмотря на то, что идеи «мирискусников» к тому времени
в значительной степени утратили свою актуальность, объединение
«Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть
до 1920-х г. г.
Литература: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
Живопись: Айвазовский и другие.
Обратись к поисковикам.
Величайшие деятели русской литературы XIX века: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Фет, Чехов, Тургенев, Лев Толстой.
Сообщение о Фете.
Его первые стихи были написаны им еще в юности. А. А. Фет много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. Он говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции. Поэзия Фета впервые публикуется в 1840 году в сборнике «Лирический пантеон» . С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах. в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества. Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. С 1883 по 1891 год Фет пишет более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием "Вечерние огни". Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.