Post Scriptum
Мыслитель
(8705)
14 лет назад
Основными международно-правовыми актами, регулирующими режим континентального шельфа, являются два универсальных международных договора: Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. ( далее - Конвенция 1958 г. ) и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. ( далее – Конвенция 1982 г.) . Обе указанные конвенции не содержат различий в части устанавливаемого ими международно-правового режима континентального шельфа, однако по-разному подходят к его определению.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что Конвенция 1982 г. является своего рода «Конституцией морей» . Она носит универсальный всеобъемлющий характер. Кроме того, ее уникальность еще и в том, что она по сути кодифицировала целый ряд международно-правовых обычаев. А это в свою очередь означает, что ее положений придерживаются в том числе и государства, формально не являющиеся ее участниками.
Согласно ст. 1 Конвенции 1958 г. под континентальным шельфом понимается: поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне территориального моря, до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.
Таким образом, Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:
1) глубины (200 м) ;
2) техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности) .
Ст. 76 Конвенции устанавливает, что континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводный окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Если же окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то континентальный шельф прибрежного государства не может простираться далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2 500 метров.
Следовательно, в зависимости от ширины собственно шельфа, возможны три варианта определения внешней границы юридического континентального шельфа прибрежного государства:
1) если ширина шельфа менее 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии в 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий;
2) если ширина шельфа более 200 морских миль, но менее 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты;
3) если ширина шельфа более 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты.
Юр-кое понятие континентального шельфа включает помимо самого шельфа прибрежные районы морского дна, где континентального шельфа в его прямом смысле нет, а также районы морского дна за пределами континентального шельфа. Кроме того, если с географической точки зрения шельф начинается от берега моря, то с юридической - от внешней границы территориального моря, поскольку территориальное море, морское дно и его недра в рамках территориального моря входят в состав государственной территории прибрежного государства.
Положения Закона РФ «О континентальном шельфе РФ» 1995 г. полностью соответствуют нормам международного морского права