Andy Green
Мыслитель
(9668)
14 лет назад
Если дернуть натянутую струну, она колеблется и поэтому звучит. И дает, например, тон до малой октавы. Это у нас будет основной звук.
Но струна колеблется.. . как бы сказать.. . Если ее сфотографировать колеблющейся, она не будет выглядеть как ровная дуга. «Дуг» на ней будет много, она колеблется не только как единое целое, но и ее участки колеблются как бы «сами по себе» . Колебания половины струны дают тон вдвое выше, т. е. выше основного на октаву. (Это, кстати, первый вывод из этой серии экспериментов: струны одинаковой толщины, длины которых соотносятся как 1:2, будут давать звуки, различающиеся ровно на октаву. ) У нас это будет до первой октавы.
Это будет первый, самый низкий обертон.
2/3 струны дает соль первой октавы. Интервал с предыдущим обертоном - чистая квинта. 3/4 струны дает до второй октавы (чистая кварта) . Это соотношения, обнаруженные Пифагором опытным путем. Есть и более высокие обертоны. На фортепиано первый обертон услышать трудно - сливается с основным тоном, зато второй (от до малой - звук соль1), третий (до2) и четвертый (ми2) слышны вполне ясно. Обертоны дают т. н. "натуральный звукоряд", от ноты до он будет выглядеть так:
до - до1 - соль1 - до2 - ми2 - соль2 - ля#(ниже темперированной) - до3...
Главный вывод на этой стадии: определенное соотношение длин двух струн всегда соответствует одному и тому же интервалу, например, 2:3=квинта.
А теперь будем оперировать квинтами. Пифагор откладывал их последовательно одну от другой: квинта от до - соль, квинта от соль - ре, квинта от ре - ля, и т. д. То есть это мы сейчас на пианино можем «откладывать» , а он, конечно, свои квинты «нарезал» : брал струну, длина которой составляет ровно 2/3 предыдущей, потом - 2/3 от этой, и т. д. Когда очередной звук оказывался слишком высоко (струна слишком короткая, дальше уменьшать неудобно) - брал струну ровно вдвое длиннее, т. е. переносил звук ровно на октаву вниз, и продолжал дальше.
И в конце концов перенес все звуки, полученные в результате квинтовых шагов, в одну октаву. После 5 квинтовых шагов у него должен был получиться пентатонический звукоряд (от до: до-ре-ми-соль-ля. ) Пентатоника не только очень широко используется в китайской музыке и музыке тех народов, которые испытали влияние китайской культуры, но и довольно часто встречается в европейском фольклоре. После семи квинтовых шагов получается диатонический звукоряд (т. е. классическое европейское до-ре-ми-фа-соль-ля-си) ; после 12 - полный хроматический. НО тот звук, который получается на двенадцатом квинтовом шаге, отличается от исходного не ровно на октаву, а чуть-чуть больше. Вот это «чуть-чуть» на самом деле важно. Во-первых, оно делает строй «незамкнутым» , в нем нельзя транспонировать мелодию не только в другую тональность, но и просто на октаву - она будет звучать иначе. Говорят, что квинтовые шаги в этом случае ведут не по кругу, а по спирали. Кроме того, чуть-чуть «подпорченную» квинту терпеть еще можно (мы это и терпим в равномерно-темперированном строе. ) Но чуть-чуть неточная октава - это так же безобразно, как и чуть-чуть неточный унисон. Первые попытки скорректировать натуральный строй были направлены на выравнивание октавных интервалов, но тогда страдали квинты.. . Несколько веков мучений и изобретений (очень много было вариантов темпераций) , и пришли к равномерно-темперированному строю, который «равномерно фальшив» (в нем нет натуральных интервалов, кроме октавы) , зато «замкнут» (все октавы - чистые) , и все одноименные интервалы имеют одинаковую ширину (в результате и все тональности одного лада звучат одинаково, различаются только по абсолютной высоте) . Он что-то потерял по сравнению с некоторыми неравномерными темперациями, но и принес новые возможности. Говорят, многие старинные произведения звучат в равномерной темперации блекло и неинтересно, зато многие современные в старинных темперациях - фальшиво. Другое время, другая музыка.
Andy GreenМыслитель (9668)
14 лет назад
Но если вернуться к древним временам, когда о темперации еще не думали, и продолжить откладывать чистые квинты после 12-го шага, то будут получаться интервалы меньше полутона, и в итоге придем к 22-ступенному звукоряду, который используется в традиционной индийской и арабской музыке. Можно дробить ступени и дальше, но человеческое ухо, видимо, с трудом воспринимает лады, построенные на слишком узких интервалах: насколько я знаю, 22 ступени - это самый «подробный» из традиционных звукорядов. Хотя теоретически «идеальный» звукоряд должен состоять из 53 ступеней: в нем можно найти любые чистые интервалы, и в то же время можно свободно транспонировать без искажений мелодии и гармонии. Такие вещи сейчас успешно программируют на компьютере, современные композиторы пишут такую музыку и т.д.
Andy GreenМыслитель (9668)
14 лет назад
И вот только теперь можно ответить на вопрос, почему, собственно, останавливаются именно на пятом, седьмом, двенадцатом или 22-м шаге. Потому что именно в этих «точках» октава заполняется наиболее равномерно. Например, на четвертом шаге будем иметь звукоряд до-ре-соль-ля: интервалы 1 тон, 1,5 и 2,5 тона, очень неравномерно. На пятом - до-ре-ми-соль-ля: интервалы 1 и 1,5 тона, больших дырок уже нет. После семи шагов убираются все интервалы больше 1 тона и появляются два полутоновых, гамма опять оказывается почти равномерной. За 12 шагов снова «проходится» весь диапазон, теперь вся гамма оказывается построена на полутонах (они одинаковые только на современном фортепиано, а если не применять темперацию, то все полутоны оказываются чуть-чуть разными, равномерных гамм в «натуральном» строе не бывает.) На 12-м шаге формально возвращаемся к исходному звуку: если начали с до, то и 12-я квинта даст до, только эта вторая до окажется не равна первой. Что происходит после 12-го шага,
Andy GreenМыслитель (9668)
14 лет назад
Что происходит после 12-го шага, европейцу представить трудно, но по сути все то же: снова проходится весь диапазон, теперь ступени гаммы дробятся примерно на четвертитоны, и к 22-му шаге снова получается приблизительно равномерное заполнение октавы.
Шевченко Екатерина
Профи
(817)
14 лет назад
Потому что в общепринятой для Европы и Америки музыкальной системе весь музыкальный звукоряд поделен на одинаковые отрезки- октавы. Каждая октава состоит из 12 одинаковых частей- полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда (строя) тем, что все полутоны октавы в нем равны. Благодаря тому, что октава разделена на 12 равных полутонов, полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.
Основные ступени- это до, ре, ми, фа, соль, ля, си (белые клавиши) . Остальные- их производные-с диезами и бемолями (черные клавиши)
Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В "расстояниях по высоте" это выглядит так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Расстояние между звуками мелодии (не звукоряда!) измеряется в количестве ступенек и полутонов- по другому- интервалов.. .
Если играть ТОЛЬКО на белых клавишах, то мелодия, сыгранная от ноты "до" не получится от ноты "ми, ля, си, и др. т. к. в мелодии будет различное количествополутонов в тех самых интервалах. А при системе, в которой от клавиши, до такой же клавиши в следующей октаве- всегда 12 полутонов (или по другому 6 тонов) . Мелодию можно сыграть от ЛЮБОЙ КЛАВИШИ- будь то белая. , основная или производная, черная!.. .
Ответ может и подробный, но возможно для восприятия простого слушателя музыки, не профессионала, трудноват. . Можете набрать в поиске " строение музыкального звукоряда"- и почитать статьи по иНтересующему Вас вопросу.
А ЕСЛИ ПОКОРОЧЕ- 7- ЭТО ТОЛЬКО ОСНОВНЫЕ, БЕЛЫЕ КЛАВИШИ. А ЕЩЕ ЕСТЬ ЧЕРНЫЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД СОСТОИТ ИЗ ОДИНАКОВЫХ ОТРЕЗКОВ- ОКТАВ. КАЖДАЯ СОСТОИТ ИЗ 12(А НЕ СЕМИ! ) ЗВУКОВ. рАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ВСЕМИ ЗВУКАМИ одинаковое (ПОЛУТОН) . ТАКОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ НАЗЫВАЕТСЯ темперированным. в НЕМ МОЖНО СЫГРАТЬ ЛЮБУЮ МЕЛОДИЮ, ОТ ЛЮБОГО ЗВУКА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МЕЛОДИЙ ДЛЯ НЕТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ. в ТЕМПЕРИРОВАНОМ СТРОЕ ВЫСОТА ЗВУКА СТРОГО ЗАКРЕПЛЕНА ЗА КАЖДОЙ КЛАВИШЕЙ (КНОПОЧКОЙ И ДР. ) В НЕТЕРПЕРИРОВАННОМ СТРОЕ- ВЫСОТЫ ЧЕТКОЙ-НЕТ! ЕЕ, ВЫСОТУ, СОЗДАЕТ ИГРАЮЩИЙ НА ИНТСРУМЕНТЕ МУЗЫКАНТ.
Источник: я