Саня
Мастер
(2030)
14 лет назад
В 1711 году придворный трубач английской королевы Елизаветы Джон Шор изобрёл необходимый всем музыкантам и настройщикам музыкальных инструментов нехитрый предмет, похожий на металлическую вилочку с двумя зубцами. Эта «вилочка» была названа камертоном. Если ударить по камертону, его концы начинают свободно колебаться и раздается звук, который служит эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. Камертон, изобретенный Шором, давал 420 колебаний в секунду. Издаваемый камертоном звук было решено присвоить ноте ЛЯ, от неё и настраивали все другие звуки. У многих струнных инструментов, чаще всего у скрипки, при изменении температуры натяжение струн меняется, поэтому скрипачам приходится часто подтягивать струны, и камертон тут незаменим.
Шло время, с камертоном проводили разные эксперименты, переделывая его. Дело в том, что если поднять весь музыкальный строй, допустим, сделать так, чтобы камертон звучал не как нота ЛЯ, а как СИ, то и вся музыка принимает несколько другую окраску, она как бы становится более драматичной, страстной, более напряженной. Но оказалось, что для певцов повышение общего музыкального строя совершенно невозможно — они не могут перестроить свои голосовые связки. Если весь музыкальный строй повышен, то певцам приходится напрягаться, чтобы вытянуть высокую ноту, которую при «нормальном» уровне музыкального строя они без труда берут.
Среди музыкантов была создана специальная комиссия, которая изучала возможности человеческого голоса. Она вынесла постановление, что единый для всех стран мира камертон ЛЯ должен давать 440 колебаний в секунду при температуре 20 °C.
Сегодня симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.