Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

ЧТО ВЫ знаете о грандиозной стройке в РСФСР от 24.12.1919 нефтянного трубопровода и ж/д “Алгемба” ?

VALERY NOX Профи (817), закрыт 13 лет назад
Дополнен 13 лет назад
В 1918 г. Декретом Совнаркома РСФСР вся нефтяная промышленность была национализирована. Советская республика в гражданскую войну оказалась отрезанной от основных нефтяных районов. В начале 1920 г. большевикам удалось отвоевать Эмбинский нефтяной район, где скопились большие запасы нефти от 10 до 14 млн. пудов. На первом плане оказалась проблема транспорта нефти, и 17 марта 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны принял Декрет "О сооружении нефтепровода от Эмбинского нефтеносного района до города Саратова", который подписал В. И. Ленин. Он считал, что необходимо немедленно приступить к прокладке железнодорожной ветки от Александрова Гая до Эмбы, чтобы в последующем осуществить выход на магистраль Оренбург-Ташкент. Одновременно предлагалось проложить шестидюймовый нефтепровод с Эмбинских нефтяных промыслов к проектируемой железной дороге и далее вдоль нее выйти к Волге вблизи Саратова. Нефтепровод наметили построить в два этапа: первый — от Эмбы до реки Урал, а второй — от берегов Урала до Саратова. Для строительства нефтепровода, признаного работой государственного значения чрезвычайной важности, было выделено 300 млн. рублей.
Дополнен 13 лет назад
История экономических афер большевиков в самом начале их правления в советской истории либо замалчивалась (что чаще всего) , либо так извращалась, что самые безумные решения подавались как свидетельство "гениальности" и прозорливости того или иного вождя. В данном случае - Ульянова-Ленина. Например, сейчас вот каждый здравомыслящий патриот может негодовать по поводу вывоза "золота партии", капиталов и т. п. из пост-советской РФ на Запад.

Вообще же советская власть была щедрой на расплату. Осенью 1918 года после Брестского мира РСФСР отдала Германии, как всем известно, 95 тонн золота. Однако помимо Германии коммунисты не обидели и "буржуазные" страны Прибалтики: в 1920-1921 годах, после заключения соглашений о мире с этим странам (Эстония, Латвия) им были переданы не только русские земли (Нарва, Двинск и т. д.) , право на лесные концессии, но и золото. Так, Эстония получила 10 тонн желтого металла в слитках на сумму в 14,5 млн. рублей, Латвия - порядка 3 тонн на сумму в 4 млн. рублей, Литва - чуть более 2 тонн на сумму в 3 млн. рублей. Щедрость большевиков на этом не остановилась - в дальнейшем они использовали эти балтийские государства как мост для перекачки средств и золота на Запад.

В 1920-1923 годах тогда еще молодая Совдепия вывезла на Запад, по самым минимальным оценкам, около двух третей доставшегося ей от "нищей и отсталой" царской России золотого запаса (всего большевикам перепало 852 тонны золота на сумму в 1,1 млрд рублей, что было третьей частью золотого запаса царской России) . Остатки перегоняли уже позднее. Одной из колоритнейших фигур в этих аферах был подручный Ленина - профессор Юрий Владимирович Ломоносов - убежденный англофил и, согласно советским сказкам, отечественный самородок-изобретатель тепловозов.

Дополнен 13 лет назад
Проект получил название "Алгемба".

Суть этой аферы была в том, что когда в январе 1920 года 4-я армия красных М. Фрунзе отбила у белых Эмбинский нефтяной район, там были обнаружены относительно большие запасы невывезенных нефтепродуктов - всего до 14 млн. пудов. Ленин тут же загорелся идеей вывоза этой нефти в центр страны. В марте 1920 года Совет рабоче-крестьянской обороны принял Декрет о сооружении шестидюймового нефтепровода от Саратова до Эмбы.

А еще раньше - в январе того же года по директиве Троцкого, которую подписал также и Ленин, 4-я армия была переведена на положение трудовой и приступила к строительству железной дороги Александрв-Гай - Эмба. Для помощи бойцам Красной армии большевики согнали и местное население, в том числе и из числа "буржуев" - всего до 50 тыс. человек.

С затратами большевики не считались - только на строительство нефтепровода они сходу истратили свыше 300 млн. рублей, а всего на проект "Алгемба" в том же году ушло свыше 1 млрд. рублей. Предполагалось, что будущий нефтепровод будет обладать минимальной пропускной способностью аж в 90 млн. пудов нефти в год (при том, что тогда на Эмбинских месторождениях реально добывалось всего лишь 23 тыс. пудов) .

Однако итоги этой масштабной стройки оказались более чем скромными: строительство нефтепровода, который сооружали из разношерстных труб

Тем не менее, вплоть до весны 1921 года коммунисты продолжали с маниакальным упорством сооружать дорогу и нефтепровод в степях Заволжья. Странно лишь, что при всем этом ни в 1920, ни в 1921 годах коммунисты не строили ни новых буровых, ни цистерн на собственно Эмбинских месторождениях.

Получалось, что гигантский по масштабу трубопровод, для которого нет труб, тянут к крошечным и необустроенным месторождениям (до 1913 года доля Эмбинского бассейна в нефтедобыче Империи составляла лишь около 1,5-2%).

Дополнен 13 лет назад
В 1905 году после защиты диссертации Юрий Ломоносов становится ординарным профессором Киевского политехнического университета.

С 1908 года Ломоносов оставляет преподавательскую деятельность и переходит работать на железную дорогу (Екатериненская, Ташкентская, Николаевские дороги) , а уже в 1912 году работает уже в центральном офисе МПС.

Однако взлет в карьере инженера произошел как раз в 1917 году, когда Ломоносов оказался во главе ключевой Петроградской железной дороги: при его участии были разобраны железнодорожные пути, которые помешали верным Николаю II войскам 1-2 марта прибыть ему на подмогу. Временное правительство отблагодарило профессора, который, кстати, еще с 1902-1903 годов был связан с социалистами и в 1917 году его послали в ранге товарища министра руководить Русской миссией путей сообщения в США, занимавшейся закупками паровозов для России.

О том, что там конкретно делал Ломоносов - не известно, тем более, что работа миссии фактически отсутствовала. Во всяком случае, он успел в 1919 году в Нью-Йорке издать свои мемуары (сразу на английском языке) , где подробно расписал свою роль в свержении царя (в России эти мемуары вышли лишь в 1994 году) .

Несмотря на свой ранг - статский советник и дворянское происхождение, Ломоносов оказался лоялен и к новым властям в России - большевикам.

В середине 1919 года его вызывают обратно в Россию. Правда, до своего возвращения профессор успел-таки прокрутить небольшую аферку с американскими паровозами и вагонами, которые заказывались (оплата шла золотом) еще царским и Временным правительствами: этот подвижной состав миссия в 1919 году якобы поставила во Владивосток, который тогда вообще не контролировался красными. Поэтому узнать же о том, сколько реально паровозов было отгружено и были ли они выгружены, так и не удалось (есть подозрения, что большая часть заказа вообще не покинула США, а деньги были банально "распилены").

Дополнен 13 лет назад
В СовДепии таланты Юрия Владимировича, страстного англомана, не скрывавшего своих симпатий к Англии, были более чем востребованы: его напарником по работе за рубежом стал "красный лорд" Л. Б. Красин, человек, по свидетельству Либермана, в 1920 году не умевший даже говорить по-английски. Помимо участия в проекте "Алгемба", закончившегося разворовыванием средств, весной 1920 года Ломоносов "пробивает" при прямой поддержке Ленина (или наоборот? ) идею о заказе на строительство 1700 (потом его снизили до 1200) паровозов в Швеции и Германии.

Это был контракт если уж и не века, то точно десятилетия - царская Россиия производила ежегодно до 1,2-1,5 тыс. паровозов (царская Россия имела второе по мощи в мире локомотивостроение, мощности которого были рассчитаны на выпуск до 2200 паровозов в год) , а закупок такого масштаба не делала никогда, даже во время Первой мировой войны. Впрочем, что себе не могла позволить "отсталая царская Россия", то вполне могла советская власть, у которой в стране начинался натуральный голод.

С июня 1920 года Ломоносов становится главой Российской железнодорожной миссии за рубежом с чрезвычайными полномочиями (даже выше статуса наркома!) , членом президиума ВСНХ и приступает к закупкам подвижного состава и техники (цистерн, котлов и т. п. ) в Германии, Швеции, Англии, Канаде и даже Эстонии (ремонт) . Самое интересное, что обоснованием для закупок огромного числа техники было... якобы нехватка подвижного состава в России. И это при том, что в наследство от царей большевикам досталась мощная промышленная база по выпуску паровозов и вагонов, солидный вагонный парк (правда, часть наиболее лучших паровозов коммунисты подарили по Брестскому миру в начале 1918 году германскому кайзеру) . И все это при том, что даже для "здоровых" паровозов в стране в 1920 году не хватало угля.. .

Дополнен 13 лет назад
Контракты Ломоносов заключал по завышенным как минимум в два раза ценам, расплачивались за них коммунисты золотом, которое продавалось по ценам ниже рыночных. По самым скромным оценкам, только эта афера коммунистов обошлась стране в 300-350 млн. золотых рублей. Подробнее об этом можно прочитать тут: http://www.grazhdanin.com/grazhdanin.shtml?Vipuski/J09/stat22, [ссылка появится после проверки модератором] , [ссылка появится после проверки модератором] , [ссылка появится после проверки модератором] , http://www.peoples.ru/state/statesmen/leonid_krasin/index2.html.

Примечательно, что как и большинство таких вот "советских посредников" Ломоносов жил на широкую ногу, расходуя на всякие мелочи десятки и сотни тысяч шведских крон. Впрочем, проект "тысячи паровозов" был у большевиков не единственным: так, с 1920 года коммунисты активно закупали в западных странах и другое оборудование, как правило, по завышенным ценам.

Юрий Ломоносов был официальным представитель СССР по железнодорожной линии за рубежом вплоть до 1927 года. Несмотря на различного рода обвинения, которые выдвигали против него некоторые участники тех событий (типа Шелеста) , на его положении это никак не сказалось. После 1927 года он, разумеется, "после продолжительных раздумий" (а как же без них! ) возвращаться обратно в СовДепию отказался, и остался жить в Германии, благо его семья уже давно жила в Европе.

На Западе Ломоносов ничем особым выделиться так и не смог: в Германии ему, конечно, за былые заслуги (ведь помимо передачи золота, Ломоносов познакомил немецких инженеров с конструкциями русских паровозов) дали степень Технического университе
Дополнен 13 лет назад
В 1929-1930 годах семья Ломоносва, помыкавшись в США перебирается в Англию, в город Лидс. В своей любимой стране Юрий Владимирович также ничего особенно не показал - за 30-е годы в числе его "достижений" числится лишь разработка улучшенного типа... сенокосилки. Правда, англичане зверьми не были, истинную роль и значение Ломоносова как посредника между большевиками и их западными покровителями (т. е. самими же англичанами) понимали, и поэтому в 1938 году наградили его... британским гражданством. А в 1944 году выдали ему все-таки и золотую медаль Стефенсона.

Забавно, что все это время со стороны коммунистов к Ломоносову вообще никаких претензий не было, хотя его деятельностью в начале 20-х годов интересовались и Дзержинский, и Фрунзе. Парадокс, но человек, объявленный еще в 1927 году невозвращенцем и имеющей прямое отношение к аферам с русским золотом, вплоть до апреля 1945 года сохранял... советское гражданство.

Умер Юрий Владимирович в 1952 году Монреале, там, где жил его сын. Биография этого человека крайне запутана, крайне противоречива. Например, чтобы оправдать отсутствие у него сколь-нибудь серьезных разработок и достижений в 20-40-е годы, в некоторых его биографиях значится - "плохо знал английский". :)

Все данные по нему сейчас хранятся в архиве ФСБ, и являются недоступными. Часть семейного архива Ломоносова в Лидсе была рассекречена лишь в 1988 году. В общем, это был полезный и нужный был человечек. Для Англии. Для Германии, с которыми большевики щедро расплатились за помощь в захвате власти.
Лучший ответ
Татьяна Мыслитель (5453) 13 лет назад
Это афера века по отмывке бооольших денег!!!! Наши доблесные ленинцы как и нонешные демократы-олигархи очень крепко разжились.... В гугле можно найти торрент на одноименный фильм -название примерно такое" Алгемба-афера Ильича"
Остальные ответы
Михаил Журавлёв Просветленный (22841) 13 лет назад
Первый раз вижу. Тогда вообще-то гражданская война шла, какие стройки могут быть?
Похожие вопросы