Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В каких случаях перед "чем" запятая не ставится?

Имя Фамилия Профи (623), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
ВероNika Высший разум (139909) 13 лет назад
Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами ЧЕМ, словно, будто, как будто, точно, нежели, что и др. , например: Лучше поздно, ЧЕМ никогда.
Но сравнительные обороты с указанными союзами, входящие в состав сказуемого или тесно связанные с ним по смыслу, НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ запятыми.

Запятая не ставится перед подчинительным союзом или союзным словом в составе неразложимых сочетаний, например: поживиться ЧЕМ можно.

Запятая не ставится внутри сочетаний (не) больше ЧЕМ, (не) меньше ЧЕМ, (не) раньше ЧЕМ, (не) позже ЧЕМ и т. п. , если они не содержат сравнения (пример " с инкубатором": Температура в инкубаторе не ниже ЧЕМ нужно - нет здесь никакого сравнения) .

Запятая не ставится перед сочетанием вопросительно-относительного местоимения кто, ЧТО, какой и др. или наречия где, куда, откуда и др. со словами угодно и попало, так как в этих случаях образуются целые выражения со значением одного слова (ЧЕМ попало, ЧЕМ угодно) .

Запятой не разделяются выражения типа есть ЧЕМ заняться, есть над чем поработать, было о чем подумать, найду куда обратиться, не нахожу что сказать, осталось на что жить и т. п. , состоящие из глагола быть, найти (найтись) , остаться и немногих других в форме единственного или множественного числа, вопросительно-относительного местоимения или наречия (кто, что, где, куда, когда и т. п. ) и неопределенной формы другого глагола. Например:
Нашли ЧЕМ удивить: и без вас все это видали.

Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением, если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия) :
Хочу удивить подругу, но не знаю ЧЕМ.

Без запятой: раньше ЧЕМ, в значении союза. Раньше ЧЕМ говорить, подумай.
Еще пример:
Прежде ЧЕМ, в зн. союза. Подумай, прежде ЧЕМ отвечать

Остальные ответы
Nebelyng Мыслитель (7620) 13 лет назад
Чем больше слов, тем меньше дела. (в начале предложения)
V. G. Оракул (52036) 13 лет назад
Если нет удочки, то ЧЕМ рыбу ловить.
Эльза Мастер (2170) 13 лет назад
Не больше (,) чем ...

У Розенталя, в § 114 "Цельные по смыслу выражения" есть п. 3 с какими-то невнятными рассуждениями, неконкретность которых вообще характерна для многих "правил" РЯ.
Например:
а) Вы были для меня больше чем другом -- без запятой и считается, что здесь нет сравнения.
б) Сипягин волновался гораздо более, чем его гость -- с запятой, т. к. считается, что тут есть сравнение (или сопоставление) .

И в а) , и в б) вторую часть фразы легко заменить р. п. имени существительного:
а) Вы были для меня больше друга.
б) Сипягин волновался гораздо более своего гостя.

Я предлагаю другой критерий: если оборот "(не) менее чем", "(не) более чем" и т. п. изъять и фраза не "рассыпется" – запятая не ставится; если фраза "рассыпается", или приобретает случайный смысл, или требуется запятая, то запятая ставится и перед "чем".

Испробую критерий на примерах самого Розенталя:
1. Посылка весит _не больше чем_ восемь килограммов -- Посылка весит ...восемь килограммов. Запятая не нужна.
2. Он вернётся _не раньше чем_ вечером -- Он вернётся ...вечером. Запятая не нужна.
3. Работу можно сделать _меньше чем_ за час -- Работу можно сделать ...за час. Запятая не нужна.
4. Вы были для меня _больше чем_ другом -- Вы были для меня ...другом. Запятая не нужна.
5. Документы представьте _не позже чем_ завтра -- Документы представьте ...завтра. Запятая не нужна.
6. Накладные расходы оказались _выше чем_ полагается -- Накладные расходы оказались ...полагается. Оп-па! Рассыпалась фраза! По моему критерию неправ Розенталь, здесь нужна запятая: "Накладные расходы оказались выше, чем полагается".
И действительно, здесь сопоставлены две глагольные словоформы "оказались" и "полагается",
Вот если второй глагол заменить на причастие "накладные расходы оказались _выше чем_ полагающиеся" – "накладные расходы оказались ...полагающиеся", то запятая была бы не нужна.
7. Температура в инкубаторе _не ниже чем_ нужно -- Температура в инкубаторе ...нужно. Снова фраза "рассыпалась", неправ, имхо, Розенталь, здесь запятая нужна.
8. Масленица прошла у меня _хуже чем_ невесело -- Масленица прошла у меня ...невесело. Запятая не нужна.

9. Работает _не меньше, чем_ другие -- работает ...другие. Фраза рассыпалась, запятая перед "чем" нужна.
Поскольку предложение неопределённо-личное, можно прибегнуть к дополнительному приёму: добавить мысленно местоимение "ОН" – (Он) работает ...другие. При определённом контексте можно придать смысл фразе запятой: "Он работает, другие". В этом случае запятая перед чем все равно ставится.
10. Страдали от холода _больше, чем_ от голода -- страдали от холода ...от голода. Смысл фразе можно придать запятой: "страдали от холода, от голода". Запятая перед чем ставится.
11. Вернулся _раньше, чем_ ожидали -- вернулся ...ожидали. Запятая ставится.
12. Комнаты у нас _выше, чем_ в соседнем доме -- комнаты у нас ...в соседнем доме. Фраза не рассыпалась, но приобрела случайный смысл – речь идёт не о высоте комнат, а о доме, в котором они расположены. Здесь тоже нужна запятая.
13. Сипягин волновался гораздо _более, чем_ его гость -- Сипягин волновался гораздо ...его гость. Запятая нужна.
14. Опасны _не более, чем_ котята -- опасны ...котята. Добавим мысленно местоимение они:
"(Они) опасны ...котята". При любом раскладе запятая перед "чем" требуется.
Вятка Ученик (222) 8 лет назад
У Розенталя, в § 114 "Цельные по смыслу выражения" есть п. 3 с какими-то невнятными рассуждениями, неконкретность которых вообще характерна для многих "правил" РЯ.
Например:
а) Вы были для меня больше чем другом -- без запятой и считается, что здесь нет сравнения.
б) Сипягин волновался гораздо более, чем его гость -- с запятой, т. к. считается, что тут есть сравнение (или сопоставление) .

И в а) , и в б) вторую часть фразы легко заменить р. п. имени существительного:
а) Вы были для меня больше друга.
б) Сипягин волновался гораздо более своего гостя.

Я предлагаю другой критерий: если оборот "(не) менее чем", "(не) более чем" и т. п. изъять и фраза не "рассыпется" – запятая не ставится; если фраза "рассыпается", или приобретает случайный смысл, или требуется запятая, то запятая ставится и перед "чем".

Испробую критерий на примерах самого Розенталя:
1. Посылка весит _не больше чем_ восемь килограммов -- Посылка весит ...восемь килограммов. Запятая не нужна.
2. Он вернётся _не раньше чем_ вечером -- Он вернётся ...вечером. Запятая не нужна.
3. Работу можно сделать _меньше чем_ за час -- Работу можно сделать ...за час. Запятая не нужна.
4. Вы были для меня _больше чем_ другом -- Вы были для меня ...другом. Запятая не нужна.
5. Документы представьте _не позже чем_ завтра -- Документы представьте ...завтра. Запятая не нужна.
6. Накладные расходы оказались _выше чем_ полагается -- Накладные расходы оказались ...полагается. Оп-па! Рассыпалась фраза! По моему критерию неправ Розенталь, здесь нужна запятая: "Накладные расходы оказались выше, чем полагается".
И действительно, здесь сопоставлены две глагольные словоформы "оказались" и "полагается",
Вот если второй глагол заменить на причастие "накладные расходы оказались _выше чем_ полагающиеся" – "накладные расходы оказались ...полагающиеся", то запятая была бы не нужна.
7. Температура в инкубаторе _не ниже чем_ нужно -- Температура в инкубаторе ...нужно. Снова фраза "рассыпалась", неправ, имхо, Розенталь, здесь запятая нужна.
8. Масленица прошла у меня _хуже чем_ невесело -- Масленица прошла у меня ...невесело. Запятая не нужна.

9. Работает _не меньше, чем_ другие -- работает ...другие. Фраза рассыпалась, запятая перед "чем" нужна.
Поскольку предложение неопределённо-личное, можно прибегнуть к дополнительному приёму: добавить мысленно местоимение "ОН" – (Он) работает ...другие. При определённом контексте можно придать смысл фразе запятой: "Он работает, другие". В этом случае запятая перед чем все равно ставится.
10. Страдали от холода _больше, чем_ от голода -- страдали от холода ...от голода. Смысл фразе можно придать запятой: "страдали от холода, от голода". Запятая перед чем ставится.
11. Вернулся _раньше, чем_ ожидали -- вернулся ...ожидали. Запятая ставится.
12. Комнаты у нас _выше, чем_ в соседнем доме -- комнаты у нас ...в соседнем доме. Фраза не рассыпалась, но приобрела случайный смысл – речь идёт не о высоте комнат, а о доме, в котором они расположены. Здесь тоже нужна запятая.
13. Сипягин волновался гораздо _более, чем_ его гость -- Сипягин волновался гораздо ...его гость. Запятая нужна.
14. Опасны _не более, чем_ котята -- опасны ...котята. Добавим мысленно местоимение они:
"(Они) опасны ...котята". При любом раскладе запятая перед "чем" требуется.
9 Нравится Пожаловаться
Мегамозг. Знаток (276) 8 лет назад
Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами ЧЕМ, словно, будто, как будто, точно, нежели, что и др. , например: Лучше поздно, ЧЕМ никогда.
Но сравнительные обороты с указанными союзами, входящие в состав сказуемого или тесно связанные с ним по смыслу, НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ запятыми.

Запятая не ставится перед подчинительным союзом или союзным словом в составе неразложимых сочетаний, например: поживиться ЧЕМ можно.

Запятая не ставится внутри сочетаний (не) больше ЧЕМ, (не) меньше ЧЕМ, (не) раньше ЧЕМ, (не) позже ЧЕМ и т. п. , если они не содержат сравнения (пример " с инкубатором": Температура в инкубаторе не ниже ЧЕМ нужно - нет здесь никакого сравнения) .

Запятая не ставится перед сочетанием вопросительно-относительного местоимения кто, ЧТО, какой и др. или наречия где, куда, откуда и др. со словами угодно и попало, так как в этих случаях образуются целые выражения со значением одного слова (ЧЕМ попало, ЧЕМ угодно) .

Запятой не разделяются выражения типа есть ЧЕМ заняться, есть над чем поработать, было о чем подумать, найду куда обратиться, не нахожу что сказать, осталось на что жить и т. п. , состоящие из глагола быть, найти (найтись) , остаться и немногих других в форме единственного или множественного числа, вопросительно-относительного местоимения или наречия (кто, что, где, куда, когда и т. п. ) и неопределенной формы другого глагола. Например:
Нашли ЧЕМ удивить: и без вас все это видали.

Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением, если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия) :
Хочу удивить подругу, но не знаю ЧЕМ.

Без запятой: раньше ЧЕМ, в значении союза. Раньше ЧЕМ говорить, подумай.
Еще пример:
Прежде ЧЕМ, в зн. союза. Подумай, прежде ЧЕМ отвечать Поняли? Это не так тяжело)
варвара исакова Ученик (134) 8 лет назад
перед чем, ставиться запитая!
Мум Мумцов Ученик (176) 4 года назад
Когда это союз те нельзя убрать
аЛЕЕВ иЛЬЯС Знаток (382) 1 год назад
Здесь нужно смотреть на смысл
"Он был для меня больше чем друг
" - образцовый друг.
Можно сравнить с
" Этот словарь больше чем словарь."

А вот фраза
"Вы были для меня больше, чем простой друг."
Здесь запятая ставится

Нужно определять смысл по словарю