Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Что означает духовная свобода?

Tенгрианин Мастер (2460), закрыт 11 лет назад
Лучший ответ
Имаго Высший разум (150998) 11 лет назад
СВОБОДА, в метафизическом смысле, есть способность самопроизвольно начинать состояние; в практическом – независимость воли от принуждения чувственности.
(Задаваясь вопросом, почему человек делает вот так, а не иначе, мы забываем о простой вещи – как только мы сказали «почему» , мы уже исключили свободу. Свобода в том и состоит, когда человек действует не «почему» , а от себя начинает ряд действий (т. е. «начинает состояние») . Начинает ряд действий не по причине каких-то внешних, сторонних на него воздействий, а потому, что именно его «Я» так хочет) .
Есть три разных типа свободы. Они принципиально отличны друг от друга, хотя, естественно, все взаимосвязаны.
1). Свобода воли – свойство человека, благодаря которому он может определять себя по отношению к добру и злу, на сколько он видит их. Это свойство внутреннего самоопределения. Эта свобода присуща человеку по природе, и над нею ни кто и ни что не властно.
2). Свобода права, возможности выбора в практической жизни (свобода действий) .
3). Духовная свобода (о которой внешний, нехристианский мир ничего не знает) . Под духовной свободой в христианстве разумеется власть над самим собой (имеется ввиду не просто сила воли, а неспособность грешить).
Остальные ответы
Юрий Юрасов Гуру (3586) 11 лет назад
Духовная свобода означает полную безответственность.
Natalya Оракул (81365) 11 лет назад
Душой не привязан ни к чему и не к кому.
* Оракул (92350) 11 лет назад
Единение с Богом
*SPACE* Искусственный Интеллект (250226) 11 лет назад
Это свобода Духа, свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами -- свобода от недуховного и противо-духовного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования.

Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить.

1. Веровать и молиться можно только самому, по доброй воле, искренно, из глубины. Нельзя молиться по приказу и не молиться по запрету. Молитва по приказу не нужна ни Богу, ни себе, ни людям; и тот, кто запрещает молиться, делает вредное, противорелигиозное дело. Отсюда -- свобода верования, исповедания и любви.
2. Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Нельзя любить Бога, родину и людей по приказу и перестать любить в силу запрета. Вынужденное оказательство преданности, расчетливый, казенный патриотизм есть притворство и обман; такое притворство ни к чему хорошему не ведет; такой обман никому не нужен. Любовь не загорается по повелению и не угасает по предписанию; она невнудима; и притом всякая любовь, и ко всему: и к Богу, и к людям, и к делу, и к природе, и к идеям. Отсюда -- свобода духовной любви и убеждений.
3. Творить можно только по вдохновению, из глубины, свободно. Нельзя творить по приказу и не творить по запрету. Вспомним жалобы Иоанна Дамаскина, которому старец запретил вдохновенное пение:

Перед моим тревожным духом
Теснятся образы толпой,
И в тишине, над чутким ухом.
Дрожит созвучий мерный строй;
И я, не смея святотатно
Их вызвать в жизнь из царства тьмы,
В хаоса ночь гоню обратно
Мои неcпетые псалмы... ;
Живым палимое огнем,
Мятется сердце непокорно.. .
И казнью стал мне праздный дар,
Всегда готовый к пробужденью.. .

Свобода, по самому существу своему, есть именно духовная свобода, т. е. свобода духа, а не тела и не души. Это необходимо однажды навсегда глубоко продумать и прочувствовать с тем, чтобы впредь не ошибаться самому и не поддаваться на чужие соблазны.

Тело человека несвободно. Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей -- то огромных, как планеты, то больших, как горы, то небольших, как животные и люди, то мельчайших, как пылинки, бактерии и т. д. Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным и распадающимся до смерти, и всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы. Эти законы человек может комбинировать или себе на пользу, или себе во вред, на погибель; но создавать и нарушать их он не может. Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может никогда.

Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар -- вывести себя внутренне из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его или отвергнуть, включить его в свою жизнь или извергнуть его из нее. Дух есть сила, которая имеет Дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Ему присуща способность внутренне освобождать себя, ему доступно самоусиление и самоопределение к благу. Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости -- противопоставление ее себе и себя ей, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями...
norek Профи (884) 11 лет назад
отсутствие страха
Метроном Просветленный (27863) 4 года назад
Дух разумен, а не рассудочен. Пока мы в словах и понятиях пытаемся обосновать свободу духа, у нас ничего не получится. Не слова, а практика медитаций позволяют почувствовать свободу духа. Любой словесно-понятийный набор её ограничивают.
Нужно, вероятно, целиком уйти из бытия, к чему стремится буддист, чтобы оказаться в сфере свободы.
Русский философ Н. Бердяев так и обосновывал свободу, как первичное, не сотворённое состояние духа.
Похожие вопросы