Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Вопрос. Риторические приемы диалогизации монологической речи.

Наталья Гвилава Ученик (85), закрыт 13 лет назад
К риторическим приемам диалогизации монологической речи не
относится:

а) употребление личных местоимений 1 и 2 лица
б) употребление личных местоимений 3 лица
в) вопросно-ответное единство
г) риторический вопрос
Лучший ответ
********* *********** Мастер (1269) 13 лет назад
Вы пишете, что не относятся данные пункты, а я вот что нашла:
Для того чтобы быть эффективным, монолог (лекция, доклад, выступление на митинге, слово учителя на уроке и т. д. ) должен включать в себя средства диалогизации: обращения, вопросы или вопросо-ответные ходы, частицы, вводные слова и выражения, которые позволяют устанавливать контакт с аудиторией, вызывать и поддерживать ее внимание и интерес к речи.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой диалогичность монологической речи ассоциируется с использованием приемов и средств активизации внимания слушателей (Левшун; Винокур и др.) . Однако эта точка зрения разделяется не всеми исследователями. Так, например, С. В. Светана называет диалогизацию, в основе которой лежат средства активизации реакции слушателей, псевдодиалогизацией.

Рассматривая вопросы диалогичности монологических жанров телевизионной речи и исходя из положения о том, что в устной звучащей речи монолог носит диалогизированный характер, "неизбежно отражает особенности форм диалогического общения", автор выделяет внешние признаки диалогичности, к которым относит средства и приемы, помогающие установить контакт, стимулирующие внимание, призывающие слушателя следовать за мыслью говорящего. Это обращения, императивные формы, призывающие к активному действию, формы 2-го лица, употребленные в прямом и обобщенно-личном значении, безличные формы, вопросно-ответные построения.

Однако, по мнению С. В. Светаны, эти языковые средства не являются отражением диалогичности монолога, а создают лишь иллюзию диалогизации монологического сообщения и не выводят такой способ изложения за рамки собственно-монологического типа речи. Монолог, как утверждает автор, ссылаясь на понятие драматического диалога В. В. Виноградова и скрытого диалога М. М. Бахтина, диалогизируется не за счет внешних примет, а такими способами, благодаря которым монолог представляет собой как бы "конденсацию диалогической речи", когда возможные реплики собеседника опускаются. В числе таких стилистических приемов диалогизации называются: ответ без открыто выраженного вопроса, альтернативный вопрос, оставленный говорящим без ответа, вопросно-ответное построение альтернативного типа, риторический вопрос.

В современных семантических исследованиях диалогичность рассматривается как свойство текста (высказывания) , отражающее отношения говорящего и слушающего, субъекта и адресата речи, соотношение "я"-сферы и "ты"-сферы модуса высказывания (см. : Арутюнова; Леонтьев; Шмелева и др.) .

Существование феномена диалогичности речи как языкового выражения диалогичности мышления подтверждается психологическими исследованиями диалога (Библер; Научное творчество; Кучинский) , результаты которых доказывают диалогичность мышления и всего сознания человека в целом. По данным Г. М. Кучинского, процесс речемыслительной деятельности человека диалогичен; он протекает в форме внутреннего диалога, представляющего собой речевую форму взаимодействия различных точек зрения, выражаемых одним и тем же индивидом.

Вроде диалогизация, но с вашим замечанием не совпадает, так что не знаю, поможет ли.
Остальные ответы
Alexander Grishchenko Просветленный (24452) 13 лет назад
Изменение тембра речи, а так же её громкости, тона, характерного лексикона, употребление слэнга, выраженная смена жестикуляции.
Похожие вопросы