Надейка
Высший разум
(158126)
14 лет назад
В былинах, рисующих важные масштабные события, создаются монументальные образы богатырей, отличающиеся колоссальной силой обобщения. Общему масштабному, монументальному характеру былин вполне отвечает такой художественный троп, как ГИПЕРБОЛА. Гипербола ни в одном жанре фольклора не употребляется так широко, как в былинах.
В соответствии с жанровой природой былин ЭПИТЕТЫ выполняют главным образом изобразительные функции. С помощью этих эпитетов в былинах рисуется монументальный образ богатыря («сильный могучий богатырь» , у которого «сила богатырская» , «грудь широкая») , дается характеристика его верного помощника — коня («богатырский конь» — «круторебрый» , «резвый») , рисуются предметы богатырского снаряжения («тугой лук» , «палица боевая» , «сабля вострая») .
Для устного народного творчества характерны так называемые ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ. Трудно не согласиться, что лучшим определением моря, сразу вызывающим в воображении его вид, является эпитет синее, что нельзя лучше передать необъятный простор степи, чем эпитетом раздолъице чисто по ле. Девица в русских сказках характеризуется эпитетом красная, а молодец — добрый. В былинах имя врага неразрывно, навсегда связано с эпитетами собака, вор.
Мать сыра земля — так ласково называют родину герои былин и сказок.
Интересно, что в сказках, песнях, былинах солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день: Померкло солнце красное, море — всегда синее, даже если изображается буря: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря.
В русском былинном эпосе довольно часты СРАВНЕНИЯ. Таковы напр. : «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит» ; или в былине об Идолище: «Глазища будто чашища, ручища будто грабища» . Еще больше уподоблений (Владимир — красно солнышко, брови — черна соболя) . Нередки в былинах также ПАРАЛЛЕЛИЗМЫ особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок») . Традиционность былинного стиля повлекла за собой в некоторых случаях нечувствительность к смыслу тех или других выражений, слов и оборотов. Сюда нужно например отнести «окаменелые» эпитеты, т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (напр. кн. Владимир называется ласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков; царь Калин своего же подчиненного татарина называет «поганым» , а татарин, передавая грозное приказание кн. Владимиру от имени своего повелителя, называет последнего «собака Калин царь») .
Излюбленным приемом былины является прием АНТИТЕЗЫ (Илья, вопреки предостерегающей надписи на распутье трех дорог, едет по ним и своими действиями опровергает эти предостережения; Добрыня не слушается наставлений матери и купается в Пучай реке и т. д.)