Уженок Дождя
Высший разум
(117383)
13 лет назад
Подземная мечеть Бекет-Ата, вырубленная в скале. Паломники, ночующие возле этой пещеры, видят пророческие сны, которые подсказывают человеку выход из критических ситуаций. (Бейнеу, Мангистауская область)
Шакпак-Ата, что в переводе означает «старец-кремень» . Имя свое святой получил за способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага. Согласно легенде это имя Шакпак-Ата получил в битвах с врагами, когда от его оружия, как от кремния, отлетали искры. Также его имя сохранилось в звучании «Чах-маг-ата» . Когда ему требовался огонь, достаточно было прикоснуться одним ногтем к другому, как тут же сыпались искры в разные стороны. В мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата, самого почитаемого дервиша Мангистау, покровителя овец, лучшего послушника Ходжи Ахмеда Яссауи.
По археологическим данным, подземная мечеть в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками во время вражеских набегов, построена в IX-X вв. В последние годы жизни он не покидал свою подземную обитель. Шакпак-ата относится к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау.
некрополь «Кенты-Баба» , в переводе означающий «святой» город, но не живых, а мертвых людей. Здесь, недалеко от святого места, в прошлом существовало городское поселение. Его погребение (около 130 мемориальных памятников X-XII вв. ) - есть в некрополе в виде койтасы или кулпытаси – надгробий малой формы с рельефной гравировкой. В «Кенты-Баба» главными святынями являются 3 мавзолея, один из которых разрушен.
Михрабный камень очень древний и «намоленный» . Место накопило большую событийную плотность, которая открывается в виде проявления картин прошлого. Как киноленты пробегали события прошлого перед глазами: совершение массовых богослужений под открытым небом, религиозных праздников и обрядов и проведение ритуальных действий, связанных с отправлением душ умерших кочевников. Кочевые племена, пересекавшие данное место останавливались здесь, чтобы совершить все вероотправления, помолиться в пути между кочевок.
Некрополи и подземные мечети Мангистау – это феноменальные явления, отражающие генезис развития искусства и культуры разных народов. Эти общинно-родовые культовые строения послужили символами родового единства для передачи благородного духа РОДа (РОДов) в будущее к потомкам. Они связали единой сетью переброс качеств от предков к потомкам и создали условия преемственности разных поколений.
Мангистау является «благословенной богами землей» .
Это – «край 360 святых, 360 суфиев» . 360 мюридов, учеников Ходжа Ахмеда Яссауи (великого учителя, идущего вторым после Мухаммеда) – Шопан-ата, Шакпак-ата, Кошкар-ата, Масат-ата, Султан-эпе, Кенты-Баба и др. были отправлены в Мангышлак распространять философское учение Яссауи. Суфизм в Мангистау быстро укоренился, до конца жизни посланники Яссауи прославляли своего учителя и его учение. В свое время каждый был погребен на этой земле с почестями, почитают их и в настоящее время. Даже Беккет-ата, который жил в другие исторические времена, считал себя учеником гениального учителя и последователем его учения. Народ по праву считал его учеником Яссауи. Совершить хадж к святым местам памяти – это значит отдать дань уважения святым, предкам, очиститься от грехов, получить новые состояния «про-зрения, о-зарения, про-светления» или новые знания и возвратиться в мир просветленным.
Каждый камешек в степи хранит в себе историю народов, ранее населявших Мангистау.
Здесь находится самое большое количество памятников и святых мест. Их еще придется изучать, особенно эпиграфику и петроглифы на стенах подземных мечетей, уточнять временные датировки памятников, восстанавливать исторические этапы для определения феноменов некрополей и медресе. Пришло время нам открыть тайны, которые хранят эти святые места.
Источник: о всем не написать