С большой долей вероятности можно сказать, что планковская система мер и весов – это не предел, а только этап в изучении физики микромира.
Метры, ярды, аршины, секунды и килограммы нужны, когда приходится оперировать понятиями, оцениваемыми на глаз и на ощупь, или речь идет о коротких дистанциях, которые можно преодолеть пешком.
Когда речь идет о физике атома, то эти величины становятся гигантски большими и лучше все считать в единицах Хартри (или атомных единицах) . Самое естественное в этой ситуации измерять расстояния в размерах атомных орбит (радиусах Бора) , а за единичную массу взять массу электрона.
Планковская система единиц изначально была космической. Единица массы в ней огромна по представлениям микромира. 2*10-8 кг, однако частица с такой массой представляет собой маленькую “черную дыру”, радиус Шварцшильда для которой совпадает с комптоновской длиной.
Более мелкие единицы длины, чем планковская длина (1,6*10-35 м) сейчас воспринимаются как кванты пространстве, меньше, которых ничего нет. В 1955 году Веллер задался вопросом, а какой должна быть энергия электромагнитного поля, чтобы оно ограничивало само себя, т. е. силы гравитационного притяжения были на столько велики, чтобы получилась маленькая черная дыра. Оценку можно сделать, пользуясь хорошо известными формулами (E=mc^2, закон всемирного тяготения и т. д.) . Такой структуру назвали геон, масса у него чертовки велика, что-то около 10-5кг, зато размер вполне планковский. Может быть в цифрах немного ошибся, но суть вопроса кажется такова. Странная вещь получается, однако, так называемое “элементарные частицы” темного вещества, в общем, не темные вовсе, а внутри состоит из одних фотонов. Геоны имеют структуру, которую со временем будут рассматривать, поэтому понадобятся более мелкие величины, что любопытно задолго до работ Планка, ирландский ученый
Джордж Стони предложил в 1881 свою шкалу. Многое зависит от масштаба, то есть какие явления выступают на первый план. Здесь хорошая таблица, так называемых
(природных) единиц измерения. При чем это не все, есть работы, в которых рассматривается до пяти-семи уровней описания микромира, который казалось на столько мирко, что мельче некуда. Ан нет, “там внизу много места”.