SpiritKiss
Гуру
(3465)
14 лет назад
Конфуцианство (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. жу сюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.) . В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа образованных людей») ; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.
Основные положения конфуцианства
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы) , человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба» . Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно» . В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях) .
Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится» .
Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом влияло на мировоззрение и социальный уклад Восточной Азии вплоть до XX века. Так до наших дней
Slava
Профи
(748)
4 года назад
интересное разделение морали на китайскую родовую мораль и западную законопослушническую мораль. видимо разница в том как писались законы. потому как если в основу законов закладывать моральные принципы то и уважать их логично. а если мораль общества извращена - то и ее тоже уважать будет сложно
В.А,
Мастер
(1677)
6 месяцев назад
Конфуцианство или конфуцианскую философию), которая является системой этических и философских учений, основанных на учении древнекитайского философа Конфуция (551–479 до н. э.).
Что изучает конфуцианская философия?
Конфуцианская философия занимается изучением вопросов морали, общества, управления и человеческих отношений. Основные аспекты конфуцианства включают:
1. Этика и мораль: Конфуцианство подчеркивает важность добродетели (жэнь), правильного поведения (ли) и искренности (и) в повседневной жизни. Эти добродетели считаются основой для гармоничных человеческих отношений и общества в целом.
2. Философия управления конфуцианства это: Конфуций считал, что правители должны быть морально безупречными и заботиться о благе народа. Идеальные правители должны вести своим примером и воспитывать своих подданных добродетельными поступками.
3. Социальные и семейные отношения по Конфуцию: Большое внимание уделяется семейным обязанностям и уважению к старшим (сяо). Конфуцианство рассматривает семью как микрокосм общества, где гармония и порядок достигаются через соблюдение иерархии и выполнение своих обязанностей.
4. Образование и самосовершенствование в Конфуцианстве: Конфуцианство подчеркивает важность образования и постоянного стремления к личностному росту и самосовершенствованию. Ученик Конфуция, Мэн-цзы (Менций), развил идею о том, что человеческая природа по своей сути добра, но нуждается в правильном воспитании и образовании для полного раскрытия.
5.Гармония и порядок: Конфуцианство стремится к созданию гармоничного и упорядоченного общества, где каждый человек знает своё место и выполняет свои обязанности. Это достигается через соблюдение ритуалов, правил и норм поведения.
Основные работы
Классические тексты конфуцианства включают:
- Аналекты (Лунь Юй): Сборник изречений Конфуция и его учеников.
- Книга Менция (Мэн-цзы): Труды Мэн-цзы, в которых развиваются и дополняются идеи Конфуция.
- Книга перемен (Ицзин) Книга песен (Шицзин)и другие классические тексты, которые играли важную роль в конфуцианском образовании и культуре.
Таким образом, конфуцианская философия охватывает широкий спектр этических, социальных и политических вопросов, направленных на создание гармоничного и справедливого общества.