НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО — нарышкинский стиль, московское барокко, условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 нач. 18 веков.
В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки) , а также украшения в виде раковин и волют.
Вот, к примеру, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Котельниках, на Покровке. 1696–1699 гг. Фото 1930-х годов.
Архитектор Василий Баженов считал эту церковь ярко национальной по архитектуре. Храм называли «великолепным образцом московского барокко, не изменённым позднейшими переделками» .
Маршал Мортье, назначенный Наполеоном комендантом Москвы, «был потрясён дивным храмом Успения Пресвятой Богородицы. Мортье, конечно, не знал, что построил его в стиле нарышкинского барокко не обученный архитектор, а русский самоучка Петрушка Потапов на деньги купца Сверчкова, что, потрясённый его белокаменной резьбой, величайший русский зодчий Баженов ставил этот храм в один ряд с собором Василия Блаженного.
Но что-то француз всё-таки понял и воскликнул: «О, русский Нотр-Дам! » После чего приставил к нему солдат для охраны. И во время пожара и всех бесчинств, творившихся в Москве как неприятелями, так и отечественными мародёрами, храм нисколько не пострадал.
Московским Нотр-Дамом называл церковь Фёдор Достоевский. Проезжая мимо неё на извозчике, он всякий раз выходил и благоговейно озирал дивное «дело рук человечишки Петрушки Потапова» .
Но храм не ушёл от рук московских «радетелей» в середине тридцатых годов нашего скорбного века. Галерея церкви вдавалась в узкую мостовую улицу и мешала извозчикам и немногочисленному автотранспорту. Уничтожили нарышкинское барокко, «московский Нотр-Дам» , и на освободившемся месте открыли летнее кафе с зонтиками. Потом кафе отодвинули несколько вглубь. А ведь можно было отодвинуть храм, тогда это уже умели, или снести галерею, или убрать здания с другой стороны улицы. Возможны были любые решения, но выбрали наихудшее.
Некоторое представление об уничтоженном чуде даёт красная церковь Климента, папы Римского, в Замоскворечье» (отрывок из книги Ю. М. Нагибина «Всполошный звон») .
Церковь Воскресения в Кадашах. Фото Найденова. 1882 г.
Хотелось показать именно этот храм. Думаю, понятно, по какой причине: нынешним летом все старые постройки вокруг храма варварски уничтожены.
Палаты Монетного двора - одно из старейших сохранившихся производственных зданий Москвы.
Построены в 1697г. параллельно проезду Воскресенских ворот. Нарядный главный корпус Монетного двора вместе со зданием Аптеки и Воскресенскими воротами оформил площадь у парадного въезда в Китай-город и на Красную площадь. Считается, что фасад с равномерным ритмом членений является одним из лучших примеров архитектуры "нарышкинского барокко".