Alexey Khoroshev
Высший разум
(1625875)
14 лет назад
В трагедии «Гамлет» (1601) Вильям Шекспир отобразил трагедию гуманизма в современном мире. Гамлет, принц датский, - прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с реальным миром, где властвует обман. Коварное убийство отца Гамлета раскрывает перед сыном то зло, которое властвует у государства Месть за убийство отца для Гамлета превращается в обязанность, кровную месть. Гамлет не может смириться с существующей несправедливостью. Жажда мести становится для него не просто личным делом, а перерастает в большую историческую задачу - восстановление справедливости в стране. Тем не менее, в этой борьбе Гамлет ставит в укор себе за медленность и бездеятельность. Иногда высказывается мысль о том, что Гамлет - не волевой человек, а мыслитель и наблюдатель, который не способен на решительные действия. Но это не так. В образе главного героя показана и сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца и предательское замужество матери. Гамлет любит Офелию, но не находит рядом с ней счастье. Его жестокость и обидные слова свидетельствуют о силе любви к Офелии и разочарование.
Гамлет отличается благородством, он мыслит и действует, исходя из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно такими высокими моральными требованиями к человеку объясняется его состояние, которое является результатом столкновенья с окружающим миром вранья, зла, измены и кощунства. Гамлет способный на крепкую и верную дружбу. В своих убеждениях он стоит в стороне от феодальных представлений. Людей он ценит за личные качества, а не за статус в обществе. Единым его близким другом является студент Горацио. Гамлету присуще пренебрежительное отношение к царедворцам, тем не менее он находит много общего с людьми искусства - актерами. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.
Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение общих явлений. Но от активных действий его удерживает не способность к раздумьям, а те нерадостные выводы, к которым он приходит в результате раздумий над тем, что происходит вокруг. Все, что происходит при дворе, приводит Гамлета к обобщенным выводам о том, кто он, которое он занимает место в мире и что он может изменить. Если в мире есть возможным нераскрытое и непоправимое преступление, если в нем гибнут настоящие ощущения, в частности честность, верность, любовь, дружба, справедливость, то мир перевернулся. Мир воображается Гамлету или огородом, который зарос сорняком, или тюрьмой с жестким режимом и контролем. Гамлет называет мир «буйным садом», плодами которого является зло и коварность.В известном монологе «Быть или не быть» Гамлет относит под сомнение ценность жизни. Пересчитывая всяческие несчастья человека, он изображает обычаи общества. Действительность он воспринимает, как невыносимо трудную ношу для человека, но ему приходится терпеть гнет вседозволенности.Грандиозность задачи и невозможность её воплощения объясняет всю сложность внутреннего мира Гамлета и определяет его действия. В жизни «нечестной игры», в которой возможен обман и подлость, он не может найти себе место и не может найти методы борьбы с несправедливостью. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают в нем разочарование, осознание собственного бессилия. Человек и мир воспринимаются Гамлетом по-иному, не так, как раньше.Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным злом, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что ему приоткрываются законы этого общества, он ощущает недостаточность собственных сил в борьбе со злом.Сюжет трагедии «Гамлет», навеян социальным устройством Англии того времени, но значение этой трагедии выходит за рамки определенной страны и исторической эпохи. Изображенная в трагедии картина угнетения и тиранства, процветание подлости и лживости, к сожалению,характерна для всех времен. Поэтому трагедия большого драматурга не теряет своей актуальности в наши дни. А образ Гамлета является воплощением благородного и одинокого борца со злом.