Предмет, задачи и методы возрастной психологии
1. Определение и содержание предмета возрастной психологии
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий:
1) возрастная психология;
2) психология развития;
3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
-изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти... ) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии) , появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
-понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Предмет возрастной психологии - возрастная динамика психики человека. Возрастная психология таким образом исследует закономерности развития человека на разных этапах его индивидуальной жизни. Возрастная психология изучает возникновение и развитие психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, эмоции) и свойств у детей, подростков, поколений, определенные возрастом изменения соотношений между ними, становление различных видов деятельности (игры, обучение, труд, общение) , формирование психических свойств подрастающей личности, возрастные возможности знаний, главные факторы развития и формирования личности. Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые возникают с возрастом в психической деятельности человека и свидетельствуют о переходе от низших к высшим ступеням развития. Возрастная психология раскрывает условия, которые определяют процесс развития, соотношение в этом процессе природных (наследственность, созревания) и общественных факторов, с помощью которых и через которые реализуются возможности психического развития человеческого индивида. Она определяет роль исторически сделанных ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства) в формировании человеческого индивида как личности. В предмет возрастной психологии входит изучение движущих сил индивидуального развития человеческой психики, закономерностей перехода от предыдущего к последующему, от низших к высшим, определения индивидуально-типологических различий в психическом развитии детей, подростков, молодежи, взрослых. В общей структуре возрастной психологии выделяют детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию ранней юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Общие возрастные свойства всегда по-разному проявляются в конкретных социальных и исторических условиях. Недостаток экспериментального исследования особенностей выражения этих свойств в современных условиях с учетом пола, места проживания, социального происхождения, т. е. делает освещение соответствующей проблемы фрагментарным, или базирована на исследованиях сделанных раньше.
http://psicho.org.ua/text/1_2