Дикий Кот
Просветленный
(24495)
14 лет назад
ГАЛИЛЕЙ, ГАЛИЛЕО (Galilei, Galileo) (1564-1642), выдающийся итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания Нового времени.
Важнейшим достижением Галилео-Галилея в динамике было создание принципа относительности, ставшего основой современной теории относительности. Решительно отказавшись от представлений Аристотеля о движении, Галилей пришел к выводу, что движение (имеются в виду только механические процессы) относительно, то есть нельзя говорить о движении, не уточнив, по отношению к какому "телу отсчета" оно происходит; законы же движения безотносительны, и поэтому, находясь в закрытой кабине (он образно писал "в закрытом помещении под палубой корабля"), нельзя никакими опытами установить, покоится ли эта кабина или же движется равномерно и прямолинейно ("без толчков", по выражению Галилея) .
Результатом четырехлетнего флорентийского периода жизни Галилея стало небольшое сочинение Маленькие гидростатические весы (La bilancetta, 1586).
Ко времени пребывания Галилея в профессорском звании на кафедре в Пизе относится его труд О движении (De Motu, 1590). В нем он впервые приводит доводы против аристотелевского учения о падении тел. Позже эти доводы были сформулированы им в виде закона о пропорциональности пути, пройденного телом, квадрату времени падения (по утверждению Аристотеля, "в безвоздушном пространстве все тела падают бесконечно быстро").
По возвращении во Флоренцию Галилей вступил в еще один научный спор - о плавании тел. По предложению герцога Тосканского он написал по этому вопросу специальный трактат - Рассуждение о телах, пребывающих в воде (Discorso intorno alle cose, che stanno in su l"aqua, 1612). В своем труде Галилей обосновывал закон Архимеда строго математически и доказывал ошибочность утверждения Аристотеля о том, что погружение тел в воду зависит от их формы.
В 1624 году Галилей опубликовал "Письма к Инголи"; это ответ на анти-коперниканский трактат богослова Франческо Инголи. Галилей сразу оговаривает, что не собирается защищать коперниканство, а желает всего лишь показать, что у него имеются прочные научные основания. Этот приём он использовал позже и в своей главной книге, "Диалог о двух системах мира"; часть текста "Писем к Инголи" была просто перенесена в "Диалог". В своём рассмотрении Галилей приравнивает звёзды к Солнцу, указывает на колоссальное расстояние до них, говорит о бесконечности Вселенной. Он даже позволил себе опасную фразу: "Если какая-либо точка мира может быть названа его [мира] центром, то это центр обращений небесных тел; а в нём, как известно всякому, кто разбирается в этих вопросах, находится Солнце, а не Земля". Он заявил также, что планеты и Луна, подобно Земле, притягивают находящиеся на них тела.
Но главная научная ценность этого сочинения закладка основ новой,
неаристотелевской механики, развёрнутая 12 лет спустя в последнем сочинении Галилея, "Беседы и математические доказательства двух новых наук". Уже в "Письмах к Инголи" Галилей ясно формулирует принцип относительности для равномерного движения:
Результаты стрельбы будут всегда одинаковые, к какой бы стране света она ни была направлена - это произойдет потому, что так же должно получаться, будет ли Земля в движении или стоять неподвижно - Дайте движение кораблю, и притом с какой угодно скоростью; тогда (если только движение его будет равномерным, а не колеблющимся туда и сюда) вы не заметите ни малейшей разницы [в происходящем] .
В современной терминологии, Галилей провозгласил однородность пространства (отсутствие центра мира) и равноправие инерциальных систем отсчёта. Следует отметить важный анти-аристотелевский момент: аргументация Галилея неявно предполагает, что результаты земных опытов можно переносить на небесные тела, то есть законы на Земле и на небе одни и те же.
В конце своей книги Галилей, с явной иронией, выражает надежду, что его сочинение поможет Инголи заменить его возражения против коперниканства на другие, более соответствующие науке.