Ретабль (франц. retable, исп. retablo — «позади стола», от лат. retrolabulum — «запрестольный») — в христианском искусстве Западной Европы — запрестольная композиция, обычно в виде пышкой стенки — многоярусного сооружения, включающего множество скульптурных и живописных изображений, орнаментальную резьбу, обычно из дерева или гипса, с позолотой и росписью. Ретабло (retablo - от лат. retro - за, позади и tabula - доска, первоначально retrotabulum) - испанский вариант алтарного образа.
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.
Ретабло архитектоничны, и их появление в композиции храма связано с распространением стиля Барокко во Франции, Испании, Португалии. В классической Италии чаще используют алтарные картины. Наиболее характерны испанские ретабло (отчего используют испанскую форму названия). Некоторые исследователи относят происхождение ретабло к началу реконкисты, когда походный алтарь воздвигался перед раскладным деревянным триптихом (произведение искусства, состоящее из трёх картин, с общей идеей).
Однако развитие нового оформления храмового интерьера было в первую очередь связано с изменением его пространственной структуры. Средоточие росписи на передней стенке алтарного престола утеряло свое значение: молящиеся уже не могли различить подобное изображение в условиях огромной протяженности храма... Постепенно то, что составляло фронталь, как бы переместилось вглубь алтаря, увеличилось в размерах, приобрело тип сложной, заполненной иконами архитектурной композиции, украсилось скульптурой и декоративными мотивами.
В XIVв. резные и расписные деревянные ретабло появились в Каталонии. Одно из самых знаменитых — ретабло собора в Севилье в стиле платереск (1482—1564). Оно занимает всю стену.
В Испании и Португалии ретабло изготавливали фламандские резчики, но их работу называли по-итальянски «талья дорада» (искаж. итал. taglia — «резьба, насечка» и dorata — «по золоченная»).
Испанцы привнесли искусство заалтарных образов вместе с архитектурой Барокко в завоеванные страны Латинской Америки. В изготовлении ретабло применяли также технику эстофадо (исп. al estofado — «нарядный, узорчатый, расшитый») — роспись по золотому фону. Считается, что эта техника восходит к произведениям арабских мастеров Испании — росписям испано-мавританских фаянсов и чеканке по металлу. В Англии запрестольные композиции, как и все пространство за алтарем, именуют «риэдос» (рердос), или «руд» (англ. reredos, rood — «задняя стенка»).
Бартоломе Бермехо. Ретабло Девы Марии. 1485г. Собор в Акуи.
Ретабло святой Анны Хакомарт Хайме Басо, ок. 1447, Хатива, монастырь
Ретабло в базилике Эскориала (монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II)
Брюссельское ретабло из Осса, ок. 1480 (музей Боде)
http://www.benua.su/?item=f182965b-7972-45a7-82f1-8cf37b7f8a77&termin=eed1cb0e-a0dd-424c-9e4d-708aec8218fe http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post111476586/ http: