Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Что такое ретабло?

Кислый Высший разум (870344), закрыт 13 лет назад
Дополнен 13 лет назад
Подробнее... История... Фото...
Лучший ответ
`”*°•.✿ Катерина ✿•°*”` Высший разум (164631) 13 лет назад
Ретабль (франц. retable, исп. retablo — «позади стола», от лат. retrolabulum — «запрестольный») — в христианском искусстве Западной Европы — запрестольная композиция, обычно в виде пышкой стенки — многоярусного сооружения, включающего множество скульптурных и живописных изображений, орнаментальную резьбу, обычно из дерева или гипса, с позолотой и росписью. Ретабло (retablo - от лат. retro - за, позади и tabula - доска, первоначально retrotabulum) - испанский вариант алтарного образа.
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.

Ретабло архитектоничны, и их появление в композиции храма связано с распространением стиля Барокко во Франции, Испании, Португалии. В классической Италии чаще используют алтарные картины. Наиболее характерны испанские ретабло (отчего используют испанскую форму названия). Некоторые исследователи относят происхождение ретабло к началу реконкисты, когда походный алтарь воздвигался перед раскладным деревянным триптихом (произведение искусства, состоящее из трёх картин, с общей идеей).

Однако развитие нового оформления храмового интерьера было в первую очередь связано с изменением его пространственной структуры. Средоточие росписи на передней стенке алтарного престола утеряло свое значение: молящиеся уже не могли различить подобное изображение в условиях огромной протяженности храма... Постепенно то, что составляло фронталь, как бы переместилось вглубь алтаря, увеличилось в размерах, приобрело тип сложной, заполненной иконами архитектурной композиции, украсилось скульптурой и декоративными мотивами.

В XIVв. резные и расписные деревянные ретабло появились в Каталонии. Одно из самых знаменитых — ретабло собора в Севилье в стиле платереск (1482—1564). Оно занимает всю стену.



В Испании и Португалии ретабло изготавливали фламандские резчики, но их работу называли по-итальянски «талья дорада» (искаж. итал. taglia — «резьба, насечка» и dorata — «по золоченная»).

Испанцы привнесли искусство заалтарных образов вместе с архитектурой Барокко в завоеванные страны Латинской Америки. В изготовлении ретабло применяли также технику эстофадо (исп. al estofado — «нарядный, узорчатый, расшитый») — роспись по золотому фону. Считается, что эта техника восходит к произведениям арабских мастеров Испании — росписям испано-мавританских фаянсов и чеканке по металлу. В Англии запрестольные композиции, как и все пространство за алтарем, именуют «риэдос» (рердос), или «руд» (англ. reredos, rood — «задняя стенка»).

Бартоломе Бермехо. Ретабло Девы Марии. 1485г. Собор в Акуи.



Ретабло святой Анны Хакомарт Хайме Басо, ок. 1447, Хатива, монастырь



Ретабло в базилике Эскориала (монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II)



Брюссельское ретабло из Осса, ок. 1480 (музей Боде)



http://www.benua.su/?item=f182965b-7972-45a7-82f1-8cf37b7f8a77&termin=eed1cb0e-a0dd-424c-9e4d-708aec8218fe
http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post111476586/
http:
Остальные ответы
alexxx61 nikov Гуру (3515) 13 лет назад
Рета́бло (retablo — от лат. retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum) — испанский вариант алтарного образа. Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка.
VTV Оракул (50766) 13 лет назад
резной алтарный шкафчик- поставец –retablo- переносной шкафчик-алтарь.

Переносные алтарные шкафчики были широко распространены в Х1У веке. Появились они, однако, раньше. Раннее средневековье. В те времена службы в церквах отправлялись около алтарей простой конструкции и скромного убранства. Это были ящики или простые каменные столы. На их поверхности (менсе) не было никаких украшений. Этого не разрешали церковные власти, потому что в глубине абсиды за алтарём находился трон епископа, то есть наместника Христа.

В более поздние века, когда трон перенесли в другое место, на менсе постепенно появились крест, ковчежец с мощами, а также собственно и retablo - не слишком высокие доски или шкафчики, на поверхности которых размещался ряд икон, тематически связанных между собой. Сначала иконы retablo были барельефными, выполненными в металле или в слоновой кости. В конце средневековья распространились более дешёвые retablo - деревянные. Наряду с резными retablo появились также и живописные. На сей раз это явилось делом церковных властей, которые, в конце концов, признали полезным популяризировать жизнь Христа и деяния святых при помощи резьбы и живописи. В 1310 году Синод в Триере обязал духовенство визуальными средствами информировать верующих о том, какому святому посвящён конкретный алтарь. Retablo состояло из ряда икон, связанных между собой тематически, и расположенных в хронологической последовательности. Причиной тому явились широко распространённый в средневековье принцип одновременного изображения сразу многих мест событий и развитие этих событий. Средневековая живопись и резьба были подчинены фабуле, которая раскрывалась через последовательный ряд икон, что напоминает современные историйки в картинках. Retablo также подчинялись правилу симультанного изображения событий. Подобно плоской, алтарной, испанской живописи, называемым reredos, они состояли из нескольких, а порой множества икон, так расположенных по горизонтали на нескольких этажах, что слева направо можно было "прочитать" всю историю. В храмах Х1У и ХУ веков небольшие переносные retablo были заменены постоянными, которые помещались в глубине абсиды. Применение огромных retablo или постоянных алтарей отодвинуло в тень переносные retablo. Их передали в меньшие церкви, а затем в руки церковных слуг, которые, как, оказалось, сумели использовать их для зрелищных целей. Эти маленькие переносные ящички, с закрывающимися крыльями, состояли из 9-10 образов-кессонов, заполненных скульптурами. После соответствующей переделки эти скульптуры можно было приводить в движение - оживлять. Джон Варей о иностранцах, демонстрирующих в retablo мистерию страстей Господних: " В retablo, которое в прошлом году везли с собой иностранцы, деревянные куклы при помощи часового механизма чудесно представляли, да так, что в одной части retablo мы видели рождение Христа, а в другой события страстей столь натуральные, что они напоминали бывшие на самом деле"
Похожие вопросы