В древности термин «ода» [греч. ōdḗ, латин. ode, oda] не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню» , «стихотворение» . Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли оду на «хвалебную» , «плачевную» , «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеет ода
Пиндара.
Ода Пиндара (или пиндарическая ода) — хвалебная песня в честь победителя на гимнастических состязаниях, — заказанное стихотворение «на случай» , задача которого — возбуждать и поощрять волю к победе среди дорийской аристократии. Местные и личные элементы, обязательные для эпиникия (хвала победителя, его рода, города, состязания и т. п.) , получают свое «освещение» в соотнесенности с мифом как основой идеологии господствующего класса и с аристократической этикой.
Ода исполнялась пляшущим хором в сопровождении сложной музыки. Ей присуща богатая словесная орнаментация, долженствовавшая усугублять впечатление торжественности, подчеркнутая высокопарность, слабая связь частей. Поэт, рассматривающий себя как «мудреца» , учителя, лишь с трудом собирает воедино элементы традиционного славословия.
Пиндарической оде свойственны резкие, немотивированные переходы ассоциативного типа, придававшие произведению особо затрудненный, «жреческий» характер. С распадом старинной идеологии это «поэтическое красноречие» уступило место прозаическому, и социальная функция оды перешла к хвалебной речи («энкомий») . Архаические особенности оды Пиндара в эпоху французского классицизма воспринимались как «лирический беспорядок» и «лирический восторг».