Джаз - явление американской культуры. А США в разное время были врагом разных стран.
В Германии в 1938м проходит выставка "Дегенеративная искусство /дегенеративная музыка". Геббельс называет джаз "искусством недочеловеков".
Позже, во время войны немецкие газеты писали, что от какафонии животных звуков можно превратиться в обезьяну, в нерационального деструктивного ребенка, уйти от необходимости думать. И "... наши девушки, много работающие и помогающие авиации, не побегут на танцмарафоны.. .Наша молодежь выросла в новом мире высокого долга, а не развлечений. Опасность американизма в том, что он уводит молодых от ответственности, приличий и товарищества".
Намёк прозрачен: надо работать, а не танцевать!
Но всё равно танцуют, есть движение "Дети свинга", которых смогли укоротить только в 1944 году - арестовали и расстреляли самых активных диссидентов.
А в СССР в это же время происходит сближение культур, отношение к джазу потеплело, ведь открыт Второй фронт! Утёсовы, напр. , записывают переводную свинговую песенку "Бомбардировщики".
Советские солдаты привозят домой пластинки союзников. Но с Западом начинается "холодная война" и, разумеется, следом борьба с "буржуазным искусством". Не только с джазом, не только.
Вот что писала советская пресса о джазе.
- «Джаз народу не нужен! »
«... музыканты заимствуют у Джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку! » Постановление ЦК ВКП/Б об опере В. Мурадели «Великая дружба» , 1948 г.
- «Влюбиться в Джаз, все равно, что влюбиться в бормашину! » М. Сокольский, критик. Газ. «Сов. Искусство»
- «Джаз - это музыка, от которой тошнит, возникают колики в желудке! » Н. Хрущёв, из речи в Свердловском зале Кремля - «Высокое призвание литературы и искусства» 1963 г.
(взято мною отсюда
http://www.lundstrem-jazz.ru/arhiv_press_ussr.php).
А вот газета "Правда" от 1956 года - можно увеличить изображение и прочитать.
В 1952 году издана книга И. Образцовой "О музыке и музыкантах", /"Молодая Гвардия", где в главе "Взбесившаяся музыка" (класс, а не название":)) автор пишет о "...неестественных звуках, насилующих природу этих инструментов, и уродливых способах игры на них. Инструменты джаза скрежещут, взвизгивают, гогочут, скрипят.
Дикие завывания и квакающие звуки джаза противны людям со здоровым, неиспорченным слухом. Приемы джазового исполнения калечат музыкантов... "
И дальше всё те же ужасы!) )
"... После нескольких лет игры в джазовом оркестре музыкант безнадежно "распускает губы", он более не способен играть в других концертных ансамблях, он дисквалифицирован. Пройдет еще немного времени, и музыканта безжалостно выбросят на улицу, он не сможет играть и в самом джазе. Но в капиталистическом обществе никого не тревожит судьба неудачного музыканта, — безработных музыкантов целая армия, выбывшего заменит другой.
Такова музыка современного капиталистического мира, она калечит и слушателей, и исполнителей. Ее осудил советский народ, и это записано в постановлении ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года и в решении I-го всесоюзного съезда советских композиторов. "
Извините, что не соблюдаю хронологию - спешу.
После Московского фестиваля молодёжи и студентов "Сов. культура" пишет: "...Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках". "Советская КУЛЬТУРА"!!!
Продолжу в комментариях - здесь не получается.