ГАЛИНА
Высший разум
(2407339)
5 лет назад
Д. И. Писарев считает, что роман актуален в любую эпоху и потому
принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение
для русского общества.
"Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние,
которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление,
овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее
и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные
движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое,
она выражается в самых разнообразных формах и порождается
разнородными причинами".
В отличие от Добролюбова, Писарев отделяет апатию, которой были
подвержены Онегин и Печорин, называя ее вынужденной, от апатии покорной, мирной. Вынужденная апатия, согласно Писареву, сочетается с борьбой
против нее, отмечает избыток сил, просившихся в дело и медленно гаснущих в бесплодных попытках. Этот вид апатии он называет байронизмом, болезнью
сильных людей. Покорная, мирная, улыбающаяся, апатия - это обломовщина,
болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь
нашего общества
Наибольшую ценность этого романа критик видит в наблюдении над
внутренним миром человека, и наблюдать этот мир лучше всего в
спокойные минуты, когда человек, составляющий предмет наблюдения,
предоставлен самому себе, не зависит от внешних событий, не поставлен в искусственное положение, происходящее от случайного стечения обстоятельств. Именно эти возможности предоставляет читателю И. Гончаров.
Идея не дробится в сплетении разнообразных происшествий: она стройно
и просто развивается сама из себя, проводится до конца и до конца
поддерживает собою весь интерес, без помощи посторонних, побочных,
вводных обстоятельств. Идея охватывает собою так много сторон нашей
жизни, что, воплощая одну эту идею, не уклоняясь от нее ни на шаг, автор
мог, без малейшей натяжки, коснуться чуть ли не всех вопросов,
занимающих в настоящее время общество".
Писарев считает, что таких Обломовых много и в русской литературе и
в русской жизни, они "жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи;
они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут
шагнуть решительно из одной в другую. В этой нерешительности, в этой
борьбе двух начал заключается драматичность их положения; здесь же
заключаются причины дисгармонии между смелостию их мысли и
нерешительностию действий".
В образе Штольца критик отмечает такие черты: выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим
критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному
и возвышенному. Штольц не мечтатель, у него здоровая и крепкая природа; он
сознает свои силы, не слабеет перед неблагоприятными обстоятельствами и,
не напрашиваясь насильно на борьбу, никогда не отступает от нее, когда
того требуют убеждения; жизненные силы бьют в нем живым ключом, и он
употребляет их на полезную деятельность, живет умом, сдерживая порывы воображения, но воспитывая в себе правильное эстетическое чувство.
В личности Ольги Ильинской Писарев увидел тип будущей женщины,
в которой он отмечает два свойства: естественность и присутствие
сознания, именно они отличают Ольгу от обыкновенных женщин.
"Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках,
отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто
и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему
чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос
совести и рассудка".