Сергей Логинов
Оракул
(87551)
14 лет назад
Когда психологи увлекались IQ (intelligence quotient), в моде была книга Ганса Юргена Айзенка:
Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.:1972. — 121 с.
На английском ее можно найти и сейчас
Hans J. Eysenck: Test Your Own IQ
на аукционах в состоянии used (б/у) по цене 0,01 GBP (paperback, мягкая обложка).
Предполагается — если тест выверен и опирается на большую статистическую выборку — что в среднем IQ д.б. равен 100%, у Айзенка шкалы кончаются на 150%, лично мне их не хватило, а можно ли экстраполировать — молчок. Ответы давал в английском оригинале, как проведена адаптация на русский не знаю.
Известно, что многие выдающиеся люди получали низкий IQ, процентов 70. Например, Г.Фишер, который мог продумывать шахматные партии на 7 (!) ходов вперед (это 14 полуходов). Это и подорвало веру в какую-либо общую значимость тестов IQ.
Сейчас в серьезных фирмах нанимают специальные агентства, которые проводят тестирование. Например, английские. Сам тест длится ограниченное время (у Айзенка 30 мин), в конце которого произносится фраза не как у нас принято ("сдавайте работы"), а прямо для дебилов "положите ручки" ('put your pens aside') и тут же начинается выявление нарушителей, на работах которых ставится 'Canceled' — это значит приехали.
Серьезные тесты делятся на смысловые (например,языковые: способность понимать устную речь), на грамотность (читать/писать), системные (осмысливать поведение систем — система это то, что состоит из элементов одного или иерархического уровня, объединенных связями разного типа, по которым протекают некие операции, например, информация), пользовательские (владеешь, например, компьютером?) и др.
Абстрактный IQ сейчас никого, похоже, не интересует, кроме некомпетентных "психологов". Обойти их тесты просто, если знать, из какой переводной книги они взяты. Главное, видеть якобы хитрый потайной смысл вопросов — раз книга переводная, она проверяет на парадоксальность, которая в массе своей западному человеку (например, чеху, откуда взяты тесты для школьников) не присуща. А наш человек свободно ею владеет, чем ставит тех на уши!
Например, из этого чешского сборника: Кем бы вы хотели быть в футбольной команде?
а. Тренером (ответишь так, значит, ты не тренер, не руководитель, им не был и не будешь),
б. Капитаном (ты не лидер),
в. Рядовым игроком (тут развилка: либо низкая самооценка, либо ты "наверху" и хочешь, наконец, спокойной жизни, "которая тебе только снится" — такого берут, но вывод зависит от других перекрестных ответов, которые эту развилку устраняют).
Примитивно? Для нашего человека с высшим — настоящим высшим — образованием, человека очень умного в сравнении с остальным миром — мы сами даже не осознаем, до чего мы умны — ответить на общие тесты труда не составит. В любом случае, оставляйте 5 мин до конца на те вопросы, на которые не ответили — а отвечать надо именно так, как на экзамене: на то, что знаешь, авось, позже всплывет и ответ, который не мог вспомнить. Так вот: посмотри на страницу, в каком порядке идут уже данные ответы, положись на свою фантазию и ответь наобум на неотвеченные вопросы. Проинтуичь.
В норме тебе должны сейчас дать не твой IQ (если будут пытаться — они, значит, балбесы, используют устаревшую методику), а некий процент, например, 97%. Это означает, сколько ты из тех, кто давал ответы в этом тесте, обогнал. Стало быть, ты попал в 3% лучших. Не расстраивайся, даже если получишь 50...60% — обойти половину всех, кто САМ захотел померяться силами — отличный результат.
И напоследок. Сразу оговори возможность принятия участия в тесте повторно: сошлись на институтский опыт, который учит, что знать предмет — одно, а уметь его сдавать — совершенно другое. А если будут проверять твои практические познания, например, работу с компьютером, сразу при попытке заставить тебя РАССКАЗАТЬ, как делается та или иная операция, возрази, что ты не ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, чтобы РАССКАЗЫВАТЬ, ты — оператор, и можешь ПОКАЗАТЬ.
Все желаем успеха, не расслабляйся, но и в