Для понимания роли художника-постановщика может быть полезен английский (а точнее - голливудский) перевод этого термина -
рroduction designer. Фактически это глава коллектива, объединяющего декораторов, костюмеров, гримёров, изготовителей макетов.. .Часто приходится сталкиваться и с операторами-постановщиками, роль которых вышла далеко за границы привычного "гляди в глазок и верти ручку".
Художник-постановщик фактически воплощает в реальность фантазии и замысли режиссёра. Вот скажет режиссёр: Хочу, чтоб в гостинной атмосфера давила - и х/п должен предложить сначала эскизы, потом макет, а затем и живые декорации, включающие атмосфернодавящую покраску стен (или обои) , атмосфернодавящую мебель, атмосфернодавящую герань на окне, и если в кадре будет канарейка, то впечатление она должна производить ещё более депрессивное, чем моя нынешняя ава. А режиссёр милостливо соглашается с предложенным или нет. По сути дела х/п активно занянят творческой работой до начала фильма, а во время съёмок его основная забота, чтоб воплотили именно так, как было задумано. Вот удалось найти в Интернете довольно подробное
объяснение роли х/п, но на примере корейского фильма, который видеть не довелось. Судя по
наградам, у авторов фильма всё получилось.
Когда мы говорим о знаменитых режиссёрах, в тени которых находится вся съёмочная группа - Тарковский, Параджанов - то нелишне вспомнить, что работали подчас не с одним, а несколькими х/п, и операторы (Владимир Юсов, Юрий Ильенко) также становились сопостановщиками картин. Если в "Тенях забытых предков " камера буквально летает над Карпатами, то в "Киевских фресках" и "Цветке граната" буквально стоит, как вкопанная - это принципиальный подход к оформлению фильма, такие вещи нужно обсуждать (и обеспечивать технически) задолго до начала съёмок. И, конечно, нельзя не отдать должное х/п "Андрея Рублёва" - сколько массовки пришлось одеть-обуть-вооружить, сколько натуры достроить - и нигде не ловишь себя на мысли, что перед глазами крашеные фанера и папье-маше, хотя никакого костюмно-постановочного гламура нет и в помине.
Помнится (хотя не удалось найти подтверждения) , что для фильма Клода Шаброля "Кровавая свадьба" (1973) всех актёров одели от Диора - и вовсе не ради особой роскоши, нужен был идеальный вкус, нужно было впечатление о жизни, в которой есть всё, кроме любви - и желаемый результат был получен.
Особенно хотелось бы отметить "Интервенцию" Геннадия Полоки. Х/д В. Н. Юркевичу пришлось ставить буфф - да ещё дебютом. То есть это практически сделанный фильм - там ни один волос, ни один гвоздь не находится случайно, фактически он воссоздаёт микрокосмос. Каждая сцена выполнена в собсвенном оформлении, натура - максимально декорирована. Сотни фигурантов - каждый стилизован, а не просто нагриммирован. Титанический труд, который никто в своё время не оценил, который уцелел случайно.
Работа совершенно другого плана - "Дневник его жены" (2001) А. Учителя. Х/п: Н. Самонов, В. Зелинская, Е. Супрун - на фоне этой картины "Раба любви" кажется лубком. Запоминаются пастельные тона и общее освещение - этого хотел режиссёр, этого добивался оператор, но технически это было обеспечено художниками-постановщиками.
Я не знаю, какими были бы перечисленные картины, если бы х/п были другими, но их талант и труд, по-моему, не пропали даром.
Спасибо! :)