Благородство . Каким должен быть благородный человек?
Благородный человек строг по отношению к себе и терпелив к другим
В традиционной китайской культуре строгость по отношению к себе и терпение по отношению к другим – один из принципов, которым руководствуется благородный человек для самодисциплины и взаимоотношениям с другими.
Это проявление добродетели благородных людей. Строгость к себе – благородная черта характера, включающая и праведное поведение, и улучшение себя. Терпение по отношению к другим означает щедрость и прощение. Это включает несколько компонентов:
Самоанализ
Самоанализ означает исследование своих собственных мыслей, слов и поступков согласно нормам моральных ценностей. Конфуций как-то сказал: «Благородный человек исследует себя, а злодей требует от других» . Одно важное отличие благородного человека от злодея состоит в том, может ли он анализировать свое поведение, когда возникает какая-то проблема.
Мен Цзи сказал: «Если вы проявляете заботу о других, но не можете принять их мнение, пожалуйста, спросите себя, достаточно ли вы милосердны. Если вы убеждали других, но у вас не получилось, пожалуйста, спросите себя, достаточно ли вы мудры. Если вы вежливы к другим, но другие не относятся к вам таким же образом, пожалуйста, спросите себя, достаточно ли вы искренни.
Быть строго требовательным к себе
Это означает быть организованным и сдержанным. Конфуций сказал: «Сдерживать себя и оживлять Ли (морально-нравственный критерий) , чтобы достичь Жень [терпения]» . То есть, только воздерживаясь от своих собственных желаний, ненужных слов и плохого поведения, а также добровольно соблюдая нормы нравственности, человек может достичь Жень. Человек не должен «смотреть на те вещи, которые не соответствуют Ли, не должен слушать то, что не соответствует Ли, не должен произносить то, что не соответствует Ли, и не должен совершать то, что не соответствует Ли» . Конфуций сказал, что поступая по Ли, и будучи строго требовательным к себе, каждый сможет стать благородным человеком, и общество достигнет Жень.
Мен Цзи сказал: «Я всегда стремился выработать благородный характер» . Цзен Шень сказал: «Благородный человек не может забыть свою миссию» . Все эти высказывания характеризуют ту большую ответственность, которую несет благородный человек. Он должен быть тверд в своей вере и иметь благородный характер.
Быть бдительным даже в одиночестве
Это означает, что человек должен быть требовательным к себе, даже когда находится наедине с собой. Таким образом, он сможет упорядочить свои мысли и предупредить появление ложных и эгоистичных мыслей. В Чжун Юн написано: «Благородный человек всегда бдителен, даже если он наедине с самим собой» .
Прощение
Что касается проблемы человеческих отношений, Конфуций делал акцент на щедрости и прощении. Он сказал: «Человек должен действовать в большей степени сам, а с других требовать меньше» . «Не применять то, что ты не любишь, к другим» . Чжу Си сказал: «Делать все возможное в твоих силах – это преданность, учитывать ситуацию других людей, как свою – это прощение» . То есть, нужно быть внимательным к другим и ставить себя на место других людей. Благородный человек должен быть строго требователен к себе, но щедр и великодушен к другим.
Благородный человек должен быть надежным, поскольку его слова согласуются с действиями. Конфуций как-то сказал: «Когда вы что-то говорите, убедитесь, что выполните то, что сказали. Когда вы что-то делаете, сделайте это до конца» . Конфуций также сказал: «Благородный человек осторожен в своих словах, поскольку он считает постыдным не сдержать свое слово» . Когда благородный человек видит кого-то, кто лучше его, он будет учиться у того человека. Когда благородный человек видит кого-то, кто не очень хорош, он посмотрит в себя, нет ли у него таких же проблем.
Только совершая добродетель, человек может быть открытым, добросердечным и сможет выполнить свою общественную обязанность – защитить истину.
Ну для начала, он бы не считал себя благородным. Для него это было бы обычным делом вести себя так каков он есть.
Благоро́дство (от благо́й и род) — изначально совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного ("благого") рода, то есть аристократу [1], дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин "чувство собственного достоинства".
Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность. [2]
Благородство - возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность Благому» . Согласно древним христианским религиозным представлениям, благим является только один Бог — см. Матф. 19:17, Мар. 10:18, Лук. 18:19. Как правило, под благоро́дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
В конфуцианстве благородство рассматривалось как важный этический компонент.
Возвышенные мотивы поведения человека не обязательно связаны с религиями. Всеобщие моральные и этические принципы человечества (доброта, сострадание, стремление к справедливости и т. п. ) существуют вне зависимости от конкретных религиозных учений и чаще являются продуктом коллективного жизненного опыта тех или иных обществ.