Уженок Дождя
Высший разум
(117383)
14 лет назад
Хоры разделяются на однородные и смешанные (тип хора) . К однородным относятся детские, женские и мужские хоры.
К смешанным относятся хоры, в которые входят и женские (или детские) и мужские голоса.
Каждый из типов хора имеет в своем составе две основные партии – верхних и нижних голосов. Хоровой партией называется группа певцов хора, имеющих голоса приблизительно одинаковые по диапазону, а также родственные по тембру.
В однородном детском хоре к партии верхнего голоса относятся дисканты, к партии нижнего голоса – альты.
В однородном женском хоре к партии верхнего голоса относятся сопрано, к партии нижнего голоса – альты.
В однородном мужском хоре к партии верхнего голоса относятся тенора, к партии нижнего голоса – басы.
Однородные хоры в клиросной практике присутствуют преимущественно в женских и мужских монастырях, в учебных заведениях – семинариях, духовных училищах, воскресных школах.
Смешанный хор состоит из соединения двух однородных – женского и мужского, и имеет в своем составе соответственно четыре хоровые партии – сопрано, альт, тенор, бас. Если же одна из них отсутствует, то хор называется неполносмешанным.
Каждая хоровая партия может разделяться на два (реже более) голоса. Такое разделение называется divisi (дивизи) . Дивизи может быть временным или постоянным. Частичное (временное) разделение, занимающее обычно непродолжительное время (небольшое количество тактов) , помещается на одном нотоносце. Самостоятельное (постоянное) разделение хоровой партии требует отдельного нотоносца.
В зависимости от того, сколько голосов имеет партитура, хор может быть одноголосным, двух-, трех-, четырех- и многоголосным (вид хора) . Например:
Мужской однородный хор может петь
- в один голос, т. е. в унисон (например - Догматики знаменного распева) ;
- в два голоса, когда тенора и басы имеют самостоятельные партии;
- в три голоса: ТI, TII, Б;
- в четыре голоса: ТI, TII, БI, БII.
Высокие женские голоса
Сопрано – высокие женские голоса, по характеру звучания бывают лирические, драматические, лирико-драматические, колоратурные, лирико-колоратурные.
Низкие женские голоса
Меццо-сопрано – низкие женские голоса, в хоре входят в партию альтов.
В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.
Общий диапазон альтовой партии – фа-соль малой – фа-соль втрой октавы; рабочий диапазон – до первой – до-ре второй октавы; переходные ноты – до#-ре первой, си первой-до-до# второй октавы.
Мужские голоса
Тенор – высокий мужской голос. По характеру звучания тенора различаются на лирические и драматические.
Низкие мужские голоса: баритоны и басы звучат в большой, малой и нижней половине первой октавы, иногда в контроктаве. Грудной регистр занимает приблизительно 2/3 диапазона.
Баритоны в хоре составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса – партию вторых басов.