Maximus
Профи
(826)
14 лет назад
Мы добрые, но не на столько же! !
огласно Декарту, в ходе познания можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в самом мыслительном процессе. Мыслю – следовательно существую. Он полагал, что в сомнении как ясном, достоверном акте мышления проявляется его реальность и его противоположность материи, обладающей только протяжённостью, телесностью, вещественностью. Я – субъект сознания. Вскрыв противоположность сознания материи, Декарт рассматривал их как две совершенно не связанные между собой субстанции (дуализм) .
Не приняв априоризма Декарта, Спиноза, своим учением о единой субстанции как основе всех материальных вещей и духовных явлений предпринял попытку обосновать монистический принцип единства мира. Спиноза называл субстанцию богом. Поэтому его философию часто называют пантеизмом. Субстанция согласно спинозовскому материализму, есть то, что существует как причина самой себя и для своего существования не нуждается в чем либо другом. Субстанция бесконечна и едина, ибо если бы она была конечна, то имела бы причину в чем либо другом, а это противоречило бы самому понятию субстанции. Субстанция согласно Спинозе, познается не на уровне чувственного опыта, а в процессе абстрактно- теоретической работы мышления.
Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г. Лейбниц. Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей субстанцией - монадой. В этих утверждениях Лейбниц преодолевает механистический характер научных и философских представлений своего времени . Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи, т. е. множества монад, и отождествляется с нематериальной сущностью – душой каждой вещи. Высшей монадой является Бог.