Возвышенная (на КВАмушке) натура
Гений
(75913)
14 лет назад
Если говорить о литературе древнерусской, то анонимность, конечно, ей присуща, но у трёх древнейших памятника - "Повесть временных лет" монаха Нестора, "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона и "Поучение" Владимира Мономаха - всё же есть конкретные авторы, и о двух из них мы знаем не только имя, а "Житие протопопа Аввакума" - вообще автобиография (но это очень большое исключение из правила) . Анонимность древнерусской литературы проявляется не столько в том, что мы не знаем имён авторов, а в том, что они выражают не личные идеи, они представляют всё общество.
Древнерусская литература ставила перед собой совершенно иные цели, чем литература нового времени. Это было назидательное душеспасительное чтение либо сугубо прикладная литература. Жития читали для внутреннего самоусовершенствования, а летописи протоколировали официальную (единственно верную и бессмертную) версию событий с точки зрения местной власти. Интересных книжек для чтения на диване (впрочем, как и самих диванов) в то время просто не было.
Жанровая ограниченность бросается в глаза полным отсутствием стихотворных форм. Поэзии в древнерусской литературе не было ни лирической (о личных переживаниях) , ни эпической (од, например) . В устном народном творчестве были и песни (лирика) , и былины (эпос) , но оно не было частью письменной культуры - это никто не записывал и не издавал.
Стилистическая ограниченность прямиком следует из жанровой. Сложно перепутать Булгакова со Львом Толстым - это яркие индивидуальности, со своим языком, со своими идеями и темами в творчестве. Автор древнерусской литературы строго следует канонам жанра и совершенно не пытается поразить нас необычными сравнениями или образами, если это и происходит ("Слово о полку Игореве") - то это не правило, а исключение.
Произведения древнерусской литературы были доступны очень узкому кругу лиц. Хотя в домонгольской Руси (и в Киеве, и в отдалённом Новгороде) население было грамотным, сами книги были очень дороги - переписывались от руки на коже вырезанных из чрева матери ещё не рождённых телят - пергаменте. Таких книжек в один присест сотню не издашь! Поэтому существовали даже палимпсесты - книги, написанные поверх старого смытого текста. Позже грамотность стала уделом избранных, так что изобретение книгопечатания и бумаги не сделало литературу доступной для широких масс.
Проблема, появившаяся с течением веков - языковая. Старославянский язык был понятен любому.. . в Х веке. С течением веков из древнерусского развились три отдельных национальных языка, а литература создавалась на всё более непонятном церковном языке. Литература нового времени пишется на живом языке современников.
Вот, пожалуй, и все основные отличия древнерусской литературы от современной.
JL
Гуру
(2586)
14 лет назад
я предлагаю слово "литература" заменить на определение "литературный процесс" или "словотворчество".
этот процесс был примерно одинаков и тысячу, и две тысячи лет назад. То есть история западно-европейской литературы начинается гораздо раньше, чем появление станка Гутенберга. Не надо определять в литературу только то, что издано на бумаге.
Мне лень сейчас мучить поисковик для точной цитаты, перескажу своими словами. как-то я собирала в сети материал по первым школам на Руси. То есть Кирилл принёс азбуку, её должны были учить. И строили храмы, и учили детей читать и вести службу. И был издан в те времена указ, что тех кто гвоздями ковыряет всякие слова и фразы на белокаменных стенах, тех в острог и на батоги. Сейчас существует целая научная отрасль, изучающая эти средневековые графити.
Грубо говоря, во все времена был свой мейнстрим, свой госзаказ и свои звёзды. Но что именно дошло до нас за 500-1000 лет, это никому не ведомо.