Фрикционные передачи применяют для передачи движения между валами с параллельными и пересекающимися осями, для преобразования вращательного движения в винтовое и вращательного в поступательное. Фрикционные передачи выполняют с постоянным и переменным передаточным отношением. Достоинства фрикционных передач: простота изготовления тел качения, равномерность вращения, возможность бесступенчатого регулирования частоты вращения. Недостатки: большие нагрузки на валы и опоры, необходимость нажимных устройств для прижатия тел качения друг к другу, отсутствие жёсткой кинематической связи. Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением применяют в приборах, т. к. создание небольших потребных сил сжатия тел качения не вызывает трудностей. Широко распространены передачи колесо — рельс и колесо — дорожное полотно в самоходном транспорте. В машиностроении чаще всего применяют Фрикционные передачи с переменным передаточным отношением для бесступенчатого регулирования скорости — бесступенчатые Фрикционные передачи. По форме основного тела качения (у которого меняется радиус качения) бесступенчатые Фрикционные передачи делят на дисковые (лобовые) , конусные, шаровые и торовые.
Фрикционные передачи выполняют для мощностей от ничтожно малых значений (в приборах) до сотен кВт, обычно до 20 кВт. Передаточное отношение в силовых передачах до 1/7, при разгруженных валах до 1/15, в ручных передачах приборов до 1/25. Наибольший диапазон регулирования простых бесступенчатых Фрикционных передач (с двумя телами качения) до 5, сдвоенных (с промежуточными телами качения) до 15, обычно 4—8. Прижатие тел качения в простых Фрикционных передачах осуществляется постоянной силой, в более сложных — силой, возрастающей с ростом передаваемого момента благодаря клиновому механизму самозатягивания. Форму тел качения выбирают из условия уменьшения или устранения скольжения, зависящего от разности линейных скоростей соприкасающихся тел.
Пары качения изготовляют из закалённых до высокой твёрдости сталей для передач, преимущественно работающих в масле (требуют высокой точности изготовления) ; из стали и пластмассы (текстолит или специальные фрикционные пластмассы) — для передач, работающих всухую.
Рис. 1. Цилиндрическая фрикционная передача:
1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток
Применение.
Фрикционные передачи с нерегулируемым передаточным числом в машиностроении применяются сравнительно редко, например, во фрикционных прессах, молотах, лебедках, буровой технике и т. п.) . В качестве силовых передач они громоздки и малонадежны. Эти передачи применяются преимущественно в приборах, где требуется плавность и бесшумность работы (магнитофоны, проигрыватели, спидометры и т. п.) . Они уступают зубчатым передачам в несущей способности. Зато фрикционные передачи с бесступенчатым регулированием скорости – вариаторы – широко применяются в различных машинах, например, в металлорежущих станках, в текстильных и транспортирующих машинах и т. д. Зубчатые передачи не позволяют такого регулирования. На практике широко применяют реверсивные фрикционные передачи винтовых прессов, передачи колесо — рельс и колесо — дорожное полотно самоходного транспорта. Фрикционные передачи предназначены для мощностей, не превышающих 20 кВт, окружная скорость катков допускается до 25 м/с.