ГАЛИНА
Высший разум
(2425061)
5 лет назад
Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения,
но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением
и Сальери.
В этом видны удивительное добродушие и беспечность:
для Моцарта слово"гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он
преважно согласится с этим;
начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим,
и в обоих случаях равно искренно.
В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности,
которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не
подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были
таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери, –
писал В. Г. Белинский статье "О творчестве Пушкина".
И именно такой Моцарт настаивает, что "гений и злодейство-
две вещи несовместные".
Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может
принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку,
"гуляке праздному", а не ему, неустанному труженику.
Он завидует гениальности друга.
Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется,
несправедливость неба.
Даже фраза "гений и злодейство – две вещи не совместимые"
не останавливают Сальери. Понимание содеянного придет к нему
только после преступления и только тогда придет душевное очищение.
Рядом с Моцартом не друг, а каменный гость.
Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет.
Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не
будет друга и он почувствует себя гением.
Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Доволен ли Сальери совершив злодейство?..
kkots
Знаток
(304)
14 лет назад
У меня есть две разные точки зрения.
1) Пушкин таким образом подчеркивает свою позицию, которая заключается в том, что Сальери, осквернив себя преступным деянием, превратился из того, кем он был раньше, в человекоубийцу, в злодея, и уже не может считаться гением, по мнению Пушкина.
2) Сальери повторил фразу после ухода Моцарта, потому что она его на время смутила. Это доказывает, что что-то человечное в композиторе было.
Источник: "Маленькая Трагедия" А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери"