Дмитрий Механошин
Ученик
(161)
7 лет назад
Итак, двигатель работает. Синхронно с ним работают все системы его "жизнеобеспечения": система охлаждения, топливная система, система смазки, система зажигания. Но что происходит дальше с энергией вращающегося коленчатого вала автомобиля?
Будем рассматривать "классику", т. е., заднеприводной тип автомобиля (в переднеприводных моделях, в общем-то, почти то же самое, за исключением некоторых нюансов).
Почему же двигатель работает, но машина стоит на месте? "Секрет" кроется в сцеплении и коробке передач. Силовой агрегат автомобиля (двигатель в сборе) "заканчивается" маховиком (тем самым, который крутит стартер), который насажен на коленчатый вал двигателя. Естественно, что, когда двигатель работает, то вместе с коленвалом вращается и маховик. А вот дальше начинается самое "интересное". К силовому агрегату со стороны маховика крепится коробка передач автомобиля со сцеплением. Точнее, сначала идет сцепление, а затем коробка передач. Поскольку автомобиль, как правило, заводится на нейтральной передаче, то при работающем двигателе все "рабочие" зубья выведены из зацепления и первичный (ведущий) вал коробки передач вращается "вхолостую", т. е. крутящий момент на колеса автомобиля не передается - поэтому автомобиль стоит на месте.
Для того, чтобы автомобиль тронулся и начал движение, необходимо включить первую передачу. Для этого следует выжать педаль сцепления (при этом сам механизм сцепления выключается, тем самым разъединяя работающий коленвал двигателя и первичный (ведущий) вал коробки передач) и рычагом переключения передач включить первую скорость (при этом шестерни соответствующей скорости войдут в зацепление с первичным (ведущим) валом коробки передач, но, поскольку, сцепление выключено, то крутящий момент двигателя не передается на коробку передач) и плавно отпустить педаль сцепления (для новичков это поначалу довольно трудный момент - научиться плавно трогаться с места). При этом сцепление опять включается, тем самым соединяя коленвал двигателя с первичным (ведущим) валом коробки передач, а, поскольку, первичный (ведущий) вал коробки передач уже находится в зацеплении с шестернями первой передачи, то крутящий момент от двигателя передается на колеса по цепочке:
поршень → коленвал → сцепление → коробка передач → карданный вал → главная передача заднего моста → полуось → колесо
схема передачи крутящего момента двигателя на колеса машины
В результате всего этого сложного процесса автомобиль начинает движение.
В переднеприводном автомобиле отсутствует карданный вал и задний мост, а крутящий момент передается непосредственно с коробки передач на передние колеса автомобиля при помощи полуосей.