Mне кажется, в данном случае кроется в самом механизме маятниковых часов. Ведь спусковой механизм маятниковых часов выглядит в виде шестерни, которая поворачивается маятником (см. картинка ниже ).
Простейший спусковой механизм часов - гиря или пружина вращает шестерню, и она с помощью механизма спуска толкает маятник. Механизм спуска часов срабатывает при качаниях маятника и его проходе через "ноль" - т. е. через его вертикальное положение - в одну сторону подталкивание маятника, а в обратную - холостой ход и очередной поворот шестерни.
Поэтому когда пружина, управляющая шестерёнкой, хорошо заведена и ещё достаточно сильна, то толкающий маятник момент на шестерёнке намного сильнее тормозящего при обратном ходе и поэтому он легко качает маятник без особого торможения при возврате маятника "через ноль" и поэтому часы будут идти нормально. Но когда пружина ослабла, то толкающий момент очень ослабнет, и тогда имеющийся на шестерне при обратном ходе "через ноль" маятника тормозящий момент начнёт играть бОльшую роль и начнёт уже задерживать (замедлять) ход-возврат маятника через ноль и поэтому ход часов при ослабшей пружине и должен замедлиться.
А когда толкающий момент пропадает совсем (пружина совсем ослабла) то толкающий момент полностью пропадает маятник (и часы) и вовсе остановится.