Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

сочинение на тему белеет парус одинокий катаева

Aleksandr Poluektov Ученик (168), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
Alexey Khoroshev Высший разум (1625871) 13 лет назад
Героические события грозных дней начала революции 1905 года рисуются в произведении в романтически приподнятой тональности. В романтическом плане раскрываются и характеры главных героев повести - Пети и Гаврика, матроса Родиона Жукова. Книга Катаева обращена прежде всего к детям. Это усложняет задачу изображения в ней внутреннего мира взрослого героя. Каждая новая сцена появления Жукова обогащает представление о нем читателя. Уже первый эпизод знакомства с героем помогает нам понять психологию матроса, хотя Родион Жуков еще и не произнес ни слова. Эпизод построен как бы на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос на него в действительности. Катаев намеренно подчеркивает детали, запечатлевшиеся в сознании Пети: «толстые гвардейского сукна штаны» , «рыжее голенище грубого флотского сапога с двойным швом» , «голубой вытатуированный якорь» .
Автор иронизирует над тем представлением, которое заранее сложилось у мальчика при слове «матросу» Поведение матроса оказалось неожиданным, оно не умещалось в рамки Петиных понятий о «разбойнике» . Перед Петей возникает лицо человека с «застенчивой улыбкой» , смущенного собственным вторжением в дилижанс с двумя детьми и их отцом, человека, который только из-за крайней опасности вынужден оставаться здесь. Сцена преследования матроса «усатым» на пароходе «Тургенев» свидетельствует об отчаянной смелости Жукова, его находчивости. Умение воспользоваться растерянностью противника, ненависть Родиона Жукова к врагу завоевывают симпатии читателя, углубляя то первое впечатление, которое сложилось уже при первом знакомстве с ним. И осознавая опасность, грозящую герою, читатель невольно улыбается, когда матрос кричит: «Не трожь больного человека, морда! » - или когда читает авторскую ремарку: «и шарахнул усатого рейкой по морде» .
Писатель сумел по-новому показать взаимоотношения между подростками различных социальных слоев дореволюционного русского общества. В старой русской и переводной литературе обязательным было взросление детей, изображение «благонравного» , рассудительного, чинного мальчика или девочки в противоположность шалуну, легкомысленному ребенку. Повесть Катаева - одна из тех книг, в которой правдиво воссозданы образы живых детей. Отношения Гаврика и Пети - это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по возрасту. Каждый из них интересен своим мироощущением, каждый отличается своим самобытным характером. Вот Петя уезжает с отцом и Павликом в город. Ему грустно прощаться с тем, что стало таким близким и знакомым за целое лето, ему не хочется снова надевать тесную матроску, кусающиеся чулки, неудобные ботинки. В описании чувств мальчика перед отъездом проявилась способность писателя раскрыть сложность духовного мира ребенка, многообразие его переживаний: «Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. Даже яма в углу огорода, чудесная глубокая яма, на дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, и та показалась до странности чужой, незнакомой. Нет, положительно ни в ком не было сочувствия» .
В оптимистическое повествование о детстве двух одесских мальчишек постоянно врывается тема бурной революционной действительности. Бурно развивающиеся революционные события определяют и взаимоотношения юных героев повести. Гаврик понимает, что нельзя никому рассказывать о матросе и, шагая с другом на Ближние мельницы к Терентию, с трудом удерживается от желания похвастаться.
В конце концов побеждает чувство ответственности, редкое для девятилетнего ребенка, чувство, рождающееся в трудных условиях опасного времени, когда дети должны были делить со взрослыми тяжесть подпольной борьбы с самодержавием. Но автор показывает, как даже в самое трудное для Гаврика время, когда многое приходилось решать самому, мальчик остается ребенком, он с увлечением «исследует» Петину гимназическую фуражку.
Остальные ответы
Арина Артамонова Знаток (318) 7 лет назад
Герои рассказа В. Катаева «Белеет парус одинокий» Петя и Гаврик – настоящие друзья, совершенно разные по своему характеру и по-разному действующие в складывающихся ситуациях. Их черты характера, привычки и взгляды главным образом проявляются в отношении этих ребят к окружающим и их поступках.

Петя – мечтатель и фантазер, беззаботный и простодушный баловень семьи, для которого жизнь наполнена романтическими историями, неразгаданными тайнами и радостными открытиями. В то же время Гаврик – волевой, сдержанный, привыкший трудится с ранних лет, привыкший к недетским заботам и лишениям. Но что же тогда объединяет таких разных по характеру и положению ребят, почему и в трудные минуты, и во время игр они тянутся друг другу?

Сразу ответить на этот вопрос достаточно сложно. Скорее всего, что Петю в Гаврике привлекала его необычайная стойкость, настоящий «морской», волевой характер, мальчишеская доблесть, гордость и смелость. Это те качества, которыми сам Петя никогда не отличался. Например, он был очень удивлен, когда увидел, что Гаврик, придя с ним на Ближние Мельницы, достал из-за пазухи леденечного петуха о отдал его своему племяннику: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать – это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» – приходит к выводу Петя.

Гаврика же в Пете привлекала его верность в дружбе, общительность, постоянная готовность помогать нуждающимся и добродушие. Обоих мальчиков сближала восприимчивость к красоте природы, стремление к справедливому, честному и героическому.

По-разному воспринимают мальчики и происходящие вокруг события. Петя, который рос в прекрасных условиях, многого не понимал, а вот Гаврик относился к жизни более серьезно и иногда рассуждал, как взрослый. Живя среди трудовой бедноты, он прекрасно разбирался во всех событиях, которые происходили вокруг него и отлично знал, против кого и за что предстояла борьба. «Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости. Все эти качества совершенно незаметно, исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке»,— пишет о Гаврике В. Катаев. Эта мысль подтверждается и тем, что мальчик принимал участие в распространении листовок, ловко обманул сыщика, быстро сообразил, кому нужно сообщить о матросе и умел быть по-взрослому сдержанным.

Только со временем Петя стал понимать, что реальная жизнь совсем не такая беззаботная, приятная и веселая вещь, как ему казалось раньше. Крепкая дружба с Гавриком, судьба дедушки, встречи с революционерами – все это становится для Пети жизненной школой, под влиянием которой и стал формироваться его характер. И пусть Петя еще не стал таким стойким, как Гаврик, он от всей души тянется к сильным и мужественным друзьям Гаврика и понимает, что они борются за то, чтобы сделать лучше жизнь бедняков.

И Петя, и Гаврик совершают своего рода подвиг, и прежде всего, подвиги для самих себя. Гаврик проявляет смелость, когда ему приходится противостоять полицейскому сыщику и делать выбор между собственной жизнью и спасением людей, которые находились в хибарке. Петя преодолевает себя, когда ему приходится самому пробираться в штаб революционеров, неся за плечами ранец с настоящими патронами. Для каждого из друзей это было сложнейшее испытание, свидетельство их морального и нравственного роста под влиянием событий того времени.
Похожие вопросы