В начале XX в. в изучении КУЛЬТУР возникло новое явление ----психоаналитическая концепция КУЛЬТУРЫ.
ПСИХОаналитическая концепция испытала и расцвет и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.
В целостной форме свою КУЛЬТУРОлогическую концепцию З. Фрейд изложил в книге
"Тотем и табу".
Психология первобытной КУЛЬТУРЫ и религии" (1913) и в ряде более поздних работ.
Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще
один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции КУЛЬТУРЫ, - общеметодологический принцип единства фило-и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем.
В применении к анализу КУЛЬТУР он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие - происхождение) .
Этот теоретический принцип был применен З. Фрейдом в построении теории КУЛЬТУРЫ, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры.
Сложный и многообразный МИР детства был сведен лишь к развитию сексуальности и
роли травматических ситуаций, но сам путь анализа КУЛЬТУРЫ через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.
На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией
первобытных народов" и "невротиков".
С чего же начинается культурная история по Фрейду?
Для ответа на этот вопрос З. Фрейд первоначально характеризует докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье.
Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами.
Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи.
Дальнейшее течение событий З. Фрейд описывает следующим образом.
"В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде.
Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности"(1).
Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в
виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал
и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога.
Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.
З. ФРЕЙД стремится объяснить происхождение религии. "Тотемическая религия произошла, - писал он, - из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием.
В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т. д.) .
Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное.
Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти.
Аналогичным образом З. Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства. "Громадное большинство людей, - замечал он, - нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними.
Из ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДА мы узнали, откуда происходит эта потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских дней"(3).
Любая религия, согласно ФРЕЙДУ, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния.
Страх перед отцом, чувство вины порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний.