Метафора нужна именно в названиях произведений живописи? А не в самих произведениях. Т. е. нас интересует не метафора в живописи, а метафора как чисто лексический троп? Это даже легче :))
МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) , которое таким образом его замещает.
выдержка из литературной энциклопедии Примеры метафор в названиях картин:
Рылов Аркадий Александрович - Зеленый шум. (звуку присвоены свойства цвета)
Поленов Василий Дмитриевич - Золотая осень. (время года сравнивается по свойствам с металлом)
Исаак Левитан - Весна. Большая вода. (размер воды - это тоже несуществующее свойство, переносное значение)
Исаак Левитан - Над вечным покоем. (над покоем - это как? опять метафора! )
Грабарь Игорь Эммануилович - Февральская лазурь. (а бывает, скажем, июльская киноварь? нет! это метафора)
Фридрих Каспар Давид - Странник над морем тумана. (так над морем или над туманом? метафора, опять метафора... )
Кладезь такого рода названий - творчество С. Дали:
- Кровоточивые розы
- Атавизм сумерек
- Рождение текучих желаний
- Мягкие часы (не путать с Постоянством памяти - это другая работа)
ну и т. д.