Клеевые грунты являются наиболее простыми и несложными по приготовлению. Они состоят из смеси клеевого раствора с мелом или сухими свинцовыми или цинковыми белилами.
Для приготовления доброкачественного клее-мелового грунта надо взять клеевой раствор, лучше всего приготовленный из рыбьего клея; на 1 часть сухого рыбьего клея берут не более 15—20 частей воды (по весу) 2 и смешивают его с хорошо просеянным и тонко измельченным сухим кусковым мелом3. Смешение клея и мела надо делать очень тщательно, чтобы получить совершенно однородную, не содержащую комков массу, в которую добавляют немного меда, для того чтобы грунт был эластичным.
Для загрунтовки 1 м2 холста надо взять:
Рыбьего сухого клея . .30 г
Мела 150 г (3/4 стакана)
Воды 250 см3 (IхU стакана)
Меда 6 см3 (1 чайная ложка)
Сначала приготовляют клеевой раствор, а затем смешивают с ним предварительно разведенный на воде мел и добавляют мед. Полученную массу тщательно размешивают и перетирают до тех пор, пока она не станет совершенно однородной, без всяких комков, и по своей консистенции не будет напоминать густую сметану.
Приготовленную массу грунта наносят кистью на проклеенный холст в 3 или 4 последовательно накладываемых тонких слоя. Каждый новый слой наносится только на вполне просохнувший предыдущий слой. Если массу грунта нанести сразу одним толстым слоем, то грунт скоро покроется сетью трещин и может отстать от холста и осыпаться. Во избежание этого грунт всегда следует наносить тонкими слоями, давая каждому слою хорошо просохнуть, прежде чем будет нанесен следующий слой. Когда первый слой грунта просох, его выравнивают смоченным в воде куском пемзы. Шлифование уничтожает все неровности и узелки и делает поверхность загрунтованного холста совершенно гладкой. Затем наносят последующие слои, которые можно и не шлифовать. Этот клее-меловой грунт обладает способностью довольно сильно впитывать масло из красок. Во избежание впитывания холст следует покрыть 1—2 тонкими слоями жидких масляных свинцовых белил, разбавленных терпентинным скипидаром.
Такие грунты, состоящие из 2 слоев проклейки, 3—4 тонких слоев клее-мелового грунта и 1—-2 слоев масляных свинцовых белил, называются полумасляными; они почти не вытягивают масла из красок и в то же время хорошо держат краски, являясь наилучшими грунтами для масляной живописи. На этих грунтах писали многие знаменитые русские художники XVIII и XIX вв. : Рокотов, Левицкий, Венецианов, К. Брюллов, А. Иванов и др. ; живопись их превосходно сохранилась на этих грунтах, не потеряв первоначальной звучности тонов красок.
Достаточно доброкачественный клеевой грунт можно приготовить, если с клеевым раствором смешать сухие свинцовые белила в порошке2. Для грунтовки 1 л*2 холста надо взять:
Сухого рыбьего клея . .10 г
Воды 180 см3 (1 стакан)
Белил свинцовых (в по
рошке) 45 г (3 столовые ложки)
Меда 4 г (г/2 чайной ложки)
Грунтовочную массу наносят на дважды проклеенный холст 3—4 тонкими слоями; каждый новый слой наносится на вполне просохший предыдущий. Когда все слои грунта нанесены и просохли, наносят тонкий слой жидких масляных свинцовых белил, разбавленных терпентинным скипидаром3.
Казеиновый грунт состоит из казеина, нашатырного спирта, сухих свинцовых или цинковых белил и воды. Казеин намачивают в воде, хорошо размешивают, добавляют нашатырный спирт и получают казеиновый клей; к нему добавляют немного меда и порошок сухих белил, тщательно перетирают шпателем и получают грунтовочную массу. Для загрунтовки 1 м2 холста надо взять:
Казеина 35 г (3 столовые ложки)
Воды 400 см3 (2 стакана)
Нашатырного спирта ...8 см3 (2 чайные ложки)
Меда 12 см3 (2 чайные ложки)
http://mystectvo.com/maslo/gruntholst.html