Olga Zvonkova
Просветленный
(30318)
13 лет назад
Онтогенез мышления (Жан Пиаже описал стадиальность развития детского мышления) :
1) Сенсомоторный интеллект (ручное мышление) - от 0 до 2 лет. Эта стадия характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т. е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я» . У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.
2) Операциональное мышление - от 2 до 7 лет. Этот возраст характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.
3) Конкретные операции с предметами - от 8 до 12 лет. В этот период умственные операции становятся обратимыми: по следствию может определить причину. Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях.
4) Формальные операции - от 12 до 14 лет. Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого. Развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни.
Раннее детство. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Это аналог “сенсомоторного интеллекта” Ж. Пиаже. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. “
Дошкольный возраст. Основная линия развития мышления в этом возрасте - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж. Пиаже.
Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Ребенку нужно успеть запомнить саму задачу, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.
Младший школьный возраст. В этом возрасте мышление становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.
У подростков с 12-ти, 14-ти лет Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к гипотетико-дедуктивному мышлению.
елена дудник
Мыслитель
(7399)
13 лет назад
А чего тут угадывать, уже все известно- это парадигма, это я к ответу выше.
Наглядно-действенное — познание с помощью манипулирования предметами. В первые годы жизни малыш «мыслит» руками: разбирает, царапает, ломает — в доступной ему форме преобразует предметы. Годовалые и 2-летние дети заняты лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать. «Мышление» руками не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых. Когда человек не может решить в уме какую-то новую задачу, он начинает действовать методом проб и ошибок.
Наглядно-действенное мышление дошкольников развивают картинки-пазлы, конструктор «Лего» , кубик Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.
Наглядно-образное — познание с помощью представлений предметов, явлений. Малыш уже способен решать задачи без практических действий. Ребенку 4--5 лет необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо его представить. При решении задачи дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае. Возникает его схематический образ, модель. Пример такого мышления — рисование: срисовывая предмет, ребенок учитывает основные черты; при изображении дома — крышу, стены, без деталей интерьера. Развитию образного мышления способствуют аппликации, конструирование, рисование, прослушивание сказок…
Словесно-логическое — с помощью понятий, слов, рассуждений — самое сложное. Оно оперирует не конкретными образами, а отвлеченными понятиями, выраженными в словах. К 6--7 годам у ребенка начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Он постепенно переходит от единичных понятий к общим. Необходимо вводить в его представление более объективные символы: мера, число, время.
Kolibry
Гений
(92782)
13 лет назад
Наглядно-действенное мышление характерно для ребенка младшего возраста (до 3-х лет включительно) , когда мысленное познание объектов совершается в процессе практических действий с этими образами.
Наглядно-образное мышление возникает в дошкольном возрасте и представляет собой мышление с помощью наглядных образов, поэтому такое мышление подчинено восприятию, в нем отсутствует в развернутом виде абстрагирование. Это мышление дает возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле или в плане представлений, сохранившихся в памяти. В этом случае человек представляет себе реальную ситуацию и действует в ней в своем воображении, действует не с реальными предметами (как это происходит в ситуации наглядно-действенного мышления) , а с их образами.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними.