Мария Шевченко
Мастер
(1727)
13 лет назад
Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм 17-19 вв. (см. Классическая драма) , опираясь на некоторые пассажи «Поэтики» Аристотеля.
Правила представляли собой следующие три жёстких ограничения:
Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Такова интерпретация европейского (прежде всего французского) классицизма, впервые чётко выдвинутая аббатом д’Обиньяком в 1657 году (в свою очередь, французы ориентировались на итальянских теоретиков 16 в. , таких, как Юлий Цезарь Скалигер) .
Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве» сформулировал три единства так: «Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным» —
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет.
Французы возвели в абсолют также идею о том, что пьеса должна состоять из 5 действий («актов») , делящихся на сцены.
Из таких жёстких ограничений следовал ряд типичных особенностей классицистской пьесы; в частности, действие разворачивалось обычно в одной семье, а кульминационные события (вроде сражений или гибели героев) , как правило, происходили вне сцены, и о них рассказывал «вестник» (например, гибель Ипполита в «Федре» Расина) . Исключения (вроде смерти Федры в той же пьесе) были особо выделены. Буало был против сражений и смертей на сцене; это противоречило представлению о катарсисе (очищении чувств) .
Три единства соблюдали русские драматурги 18-19 вв. , ориентировавшиеся на французскую драматургию (от Сумарокова до Грибоедова) , дальнейшие русские авторы, для которых первоочередным был авторитет Шекспира (и созданного по его образцу «Бориса Годунова» Пушкина) , игнорировали три единства. В дальнейшем возврат к ним воспринимается как особый архаизирующий приём, воскрешение классицизма (например, они соблюдаются в пьесе Николая Гумилёва «Отравленная туника»).