Елена Муравьева
Просветленный
(22793)
14 лет назад
ФАТАЛИЗМ
(отлат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба) , мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа Ф. Мифологич. , а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологич. Ф. — как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф. (сливающийся с механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д. — вплоть до астрологич. увлечений в бурж. обществе 20 в.) , подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни (Шпонглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма) . Теологич. Ф. , согласно крому бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению» , а других — «к погибели» , получил особенно пос-ледоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 вв.) , в некоторых христ. ересях средневековья (у Готшалка, 9 в.) , в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф. с рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр. , учение Лапласа о неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в наст. момент) . Поздний и философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф. — представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследств. биологич. конституцией (Ломброзо) , модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф. , марксизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости в обществ. -историч. процессе.
Философский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.