Чертёнок №13
Гений
(81609)
17 лет назад
Проблема национальных или национально-государственных интересов России – предмет острейшей дискуссии в научных и политических кругах страны. Анализ внешней политики современной России и ее национальных интересов является не менее актуальной задачей и для западных специалистов. Сегодня Россия находится в мучительных поисках самоидентификации, в процессе осознания своего нового (иного) геополитического статуса, выбора путей дальнейшего развития и места в мировом сообществе.
Анализ российской научной периодики показывает, что не только относительно содержания, интерпретаций, определения субъектов национальных интересов, но и относительно теоретической обоснованности и практической полезности самой категории “национальные интересы” у отечественных политологов нет единого мнения, что можно объяснить и методологическим плюрализмом, и зачастую полярной политической и цивилизационной ориентацией исследователей, и объективным состоянием общества.
Последний фактор, по мнению большинства экспертов, делает если не сомнительной, то весьма отдаленной перспективу выработки такой концепции. В современной России, похоже, пока нет национального единства, нет общей культурной идентичности и при отсутствии сложившегося гражданского общества, нет того самого объединяющегося фактора, который мог бы стать основой формирования общих национальных интересов.
Диапазон мнений вокруг национально-государственных интересов чрезвычайно велик: от восстановления бывшего СССР до создания российского демократического государства. Та или иная интерпретация национальных интересов определяет и векторы внешнеполитической стратегии, в том числе в отношении Москвы с бывшими республиками СССР.
Какое место занимают в национальных интересах России ее отношения со странами СНГ? И как она строит эти отношения?
Для зарубежных специалистов особый интерес (с оттенком озабоченности) представляет влияние внутриполитических факторов на концепцию национальных интересов России и ее внешнеполитический курс в отношении ближнего зарубежья.
Традиционно концепция национальных интересов в западной политологии трактуется в контексте государства-нации. Согласно Дж. Уилли, термином национальные интересы выражаются главные, общие и долгосрочные цели государства, располагающиеся по нисходящей в следующем порядке: безопасность и выживание государства, экономическое процветание, поддержание социальных и политических ценностей общества (11, с. 3). П. Шерман определяет национальные интересы в терминах “блага общества в границах государства-нации”, называя в качестве базовых общих интересов любого государства выживание страны и ее населения, сохранение территориальной целостности государства и укрепление его статуса и позиций в отношении других государств (9, с. 20).
В свою очередь этот статус, то есть способность страны эффективно выступать на международной арене зависит прежде всего от ее экономической мощи. Экономический упадок, неспособность проникнуть на мировой рынок и определили фокус внешней политики России на первоначальном этапе, а именно – ориентацию на богатые капиталистические страны Запада с целью получения экономической помощи и облегчения интеграции России в мировую экономику. “Именно этот экономический императив, - указывает Шерман, - обусловил концепцию национальных интересов на начальной стадии постсоветской истории России” (там же, с. 9).
Однако определенной частью политической элиты, как и общественности, прозападная ориентация оценивалась крайне негативно. Чувство национального унижения, глубокий экономический кризис, разочарование населения результатами демократизации и либеральных реформ и, как следствие – прозападной внешнеполитической ориентацией, способствовали усилению неокоммунистических и националистических настроений.