Alexander Alenitsyn
Высший разум
(760655)
14 лет назад
Тембр, или окраска звуа, зависит от набора и относительной громкости
обертонов. Когда звучит струна (рояля, скрипки, гитары) , она колеблется
с целым набором частот. Например, "ля" 1-й октавы пианино имеет
основную частоту 440 герц, и ухо воспринимает звук от неё именно
такой высоты. Форма таких колебаний - кусок синусоиды, от одного
узла до другого (половина периода) . Но при этом есть еще колебания
с двойной частотой 880 Герц, тройной, и так далее. Они называются
обертонами, или высшими гармониками. Их размах гораздо меньше
основного тона, но всё же ухо их воспринимает. Чем больше их
громкость относительно основного тона, тем тембр звучания жёстче,
резче. Этот эффект заметен, например, на басовых струнах малогабаритных
пианино - они звучат как бы со звоном, не совсем даже понятно, какой
высоты тон. На больших концертных инструментах басовые струны
звучат "благородно", мягко.