Ум потенциально закладывается в человека природой или приобретается?
50\50
на западе есть теория nature vs. nurture - которая как раз этот вопрос поднимает, так вот тамошние эксперты для себя решили, что оба фактора участвуют примерно поровну.
с одной стороны, если не развивать/раскрывать/использовать то, что заложено - любой, даже самый большой потенциал умственный может атрофироваться, ведь "ум" это ничто иное, как скорость прохождения нервных импульсов между нейронами и количество нервных связей (синапсов), по которым импульсы могут пройти. если синапсы не используются, они отмирают.
с другой стороны, даже если потенциал невелик от рождения, ранняя стимуляция нейронов головного мозга поможет вырастить настоящего гения.
так что все зависит от конкретного случая, но эти два фактора очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Генетические предпосылки блистать умом или не очень, скорее всего имеются у каждого индивида. Но большое влияние оказывает и окружение: где человек воспитывается, как обучается, какие люди его окружают. Ну, и как кто-то уже отвечал на данный вопрос - ум, то бишь мозги, память - надо развивать как любую другую часть человеческого организма.
Природа дает только способность к обучению. У кого то она большая. У когото нет, кто то может правильно ее использовать, а кто то нет... Ум, это то что приобретает человек сам... Даже когда говорят, что человека учат - это не правильно, на самом деле учится он сам...
Умственные способности закладываются природой, а образованность и все знания приобретаются. Разве Вы не встречали образованных дураков и не получивших никакого образования умных людей? Конечно, я соглашусь, что дарованное природой можно развивать, а можно наоборот погубить, но... Чего не дано, того не дано.
Приобретается эрудированность и опыт. Логическое мышление - это природное явление, а не приобретенный факт, его лишь можно только развивать. Если человек туп от рождения, то сколько бы он не читал книг и не посещал тренингов, Энштейном он не станет.