Татьяна Прилуцкая
Гений
(69809)
13 лет назад
–Я не верю в будущую жизнь, – сказал Раскольников.
Свидригайлов сидел в задумчивости.
– А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, – сказал он вдруг.
«Это помешанный» , – подумал Раскольников.
– Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.
– И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! – с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.
– Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! – ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.
(Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» часть 4 глава 1)
EmilyStr
Знаток
(305)
13 лет назад
Свидригайлов - двойник Раскольникова. Он воплощает в романе нравственное разложение русского дворянства. Женившись на богатой дворянке, он довольно скоро потерял свою жену и стал вдовцом. Он внутренне опустошен, но сам это осознает и глубоко страдает. Вечность для него ничто Для Свидригайлова, жизнь - это вечная борьба между жаждой жизни и голосом совести, она вызывает у него отвращение к самому себе и в конце концов приводит к самоубийству. Раскольников убивает, и в отличии от Разумихина, Сони и Дуни, Свидригайлов спокойно принимает его преступление и даже подбадривает его, но не понимает его трагических исканий и вопросов к самому себе: "Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их по боку; зачем они вам теперь? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, то и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться". И этой фразой Свидригайлов еще раз грубо и резко выговаривает весь смысл поступка Раскольникова. Свидригайлов Раскольников две стороны одной медали. Поэтому теория Раскольникова "о праве" на преступление в другом видоизменении может привести к "свидригайловщине", т. е потере различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности. Такова "вечность" Свидригайлова, а у Раскольникова другой путь. Ему суждено посвятить жизнь искуплению.