глеб ильин
Гуру
(2910)
13 лет назад
Добавлю. Совершенно не верно, что Дымковская игрушка старше филимоновской. та и другая возродились после смуты революций и войн.
Однако сакральные росписи традиционной ф. игрушки - говорят о ее очень древних дохристианских корнях.
Различий много.
Вот некоторые из них.
Ф. игрушка делается из черно-синей глины - синьки, при обжиге которая становится белой.
Дымковская из красной глины, при обжиге которая остается кирпичного цвета. Поэтому побелка перед росписью Д. игрушки - обязательна, а Ф. игрушку расписывает без предварительной побелки.
Ф. игрушку всегда расписывают анилинами до сих пор и золотую фольгу-поталь не используют. как в Д. Характер лепки игрушек - разный, Ф. игрушку делают из одного куска - тянут, а Д. игрушка состоит из Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. , поэтому характер пластики различный.
Тематика и образы так же при схожести имеют различия. В Ф. игрушке - мужчины. кавалеры- это солдаты.
Места изготовления Ф под Тулой. Д - под Кировом.
Д. игрушка расписана большим кол-ом цветов. есть и синие, что в Ф. -нет
Произведения, созданные в различных условиях, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, д игрушка совершенно иная, не такая, как ф или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на д. игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы.
Красную жирную глину для лепки собирали весной после половодья на реке Вятке. Лепка каждой игрушки — это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки» , сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая» . Еще далеко до полной ее готовности, 4 — 5 дней пойдет сушка, 3 — 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея — лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой.
И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. Цветовая гамма- голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания д. игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой выс. проф. характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно заменяют.